Необходимо существенно снижать налоговую нагрузку на зарплатные фонды

7 апреля 2021

Прямые выплаты компаниям, которые принимают на работу тех, кто потерял рабочее место, хорошая идея, но в России она не даст должного эффекта.

Выплаты трёх МРОТ работодателям, которые трудоустраивают безработных, не сильно повлияют на сокращение безработицы. Необходимо существенно снижать налоговую нагрузку на зарплатные фонды, чтобы работодатели могли не только создавать новые рабочие места, но и повышать заработную плату. Для самых низкооплачиваемых отраслей и депрессивных регионов можно подумать над отрицательными ставками НДФЛ.

Из-за мизерного МРОТ и высокого уровня бедности в России сформировался крайне непропорциональный рынок труда: есть несколько благополучных мегаполисов, куда все ездят на заработки и/или стремятся перебраться совсем, и есть вся остальная Россия, где сначала негде было работать, а теперь некому, и где чиновники удивляются, что местные жители не хотят работать за 15 тысяч рублей. В благополучных крупных городах доплата в размере трёх МРОТ не сможет мотивировать работодателя открыть новое рабочее место, если оно ему не нужно, она не покроет даже налоговую нагрузку на зарплатный фонд. А во всей остальной России это приведёт только к появлению «мёртвых вакансий» за те самые 15 тысяч рублей, на которые службы занятости не могут найти желающих. Также не стоит забывать о теневой занятости и серых зарплатных схемах.

Идея прямых выплат работодателям, вероятно, взята на Западе, и её смысл в том, чтобы минимизировать расходы от пособий по безработице с максимальной пользой для рынка труда. Скорее всего, эта схема блестяще работает там, где её придумали. Но надо понимать, что она работает в условиях, когда даже минимальная зарплата позволяет работнику жить самому и содержать семью, а рынок труда сбалансирован. Поэтому Правительству РФ надо работать над тем, чтобы в стране открывались рабочие места с достойной оплатой. Иными словами, наша ситуация сложнее: нужно бороться не только с безработицей, но и с бедностью работающих, надо выравнивать рынок труда, чтобы уровень достатка в регионах не различался в разы, и чтобы серые зарплатные схемы не занимали большую часть экономики.

Пример хорошего решения – это снижение социальных взносов для сотрудников малых и средних предприятий с 30 до 15 %. Эту меру надо распространить на бюджетников и работников крупных предприятий, особенно в регионах. Для особых случаев можно предусмотреть также отрицательную ставку НДФЛ, чтобы государство на первых порах доплачивало за трудоустройство граждан, но только при условии, что такая доплата отразится, в первую очередь, на заработке нового сотрудника, а не на самом факте трудоустройства.