Почему нам необходим закон о гарантиях парламентской деятельности

14 февраля 2019

Главным событием прошлой недели, безусловно, стали экспертные слушания о современной партийно-политической системе России, организованные Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Эти слушания мы провели вместе с председателем партии «Родина» Алексеем Журавлевым. Дискуссия получилась интересной и полезной.

В последнее время в России наблюдается серьёзное снижение доверия населения к политическим институтам. Все знают, какие непопулярные решения привели к такому градусу накала социального напряжения. В обществе созрел запрос на обновление, на социальную справедливость. Вспомните единый день голосования в прошлом году: люди голосовали за любого кандидата, лишь бы это был кандидат не от партии власти.

Сегодня нам нужна настоящая, а не мнимая конкурентность политической среды. У нас сейчас зарегистрированы 64 политические партии, но кто знает о них? Большая часть этих объединений практически не участвует в выборах, так как не преодолевает проходной барьер, но отнимает голоса у других, в том числе оппозиционных парламентских партий. И в итоге мы имеем главенство одной партии, что неизбежно ведёт к стагнации и застою. Это Россия уже проходила. Поэтому нам необходимы перемены.

Когда-то партия «Родина» и Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагали идею о создании избирательных блоков и объединений. Идея правильная, и к ней мы непременно вернёмся.

Что же касается оппозиции в целом, нам часто приходится слышать, что инициативы мы вносим правильные, а претворить их в жизнь не можем.

Да, сегодня каждая фракция в Государственной Думе ФС РФ имеет право настоять на приоритетном рассмотрении того или иного законопроекта. Но мы можем обсуждать их сколько угодно, а потом, при голосовании, большинством депутатов фракции «Единая Россия» наши законопроекты будут отвергнуты. Когда общее число мандатов одной партии в ГД составляет небывалые пропорции (343 из 450), а у системной оппозиции отсутствуют законные права на отстаивание своих инициатив, какой ещё можно ожидать результат? Такое соотношение на деле работает как однопартийная система. И нарушает основной закон страны – пусть не по букве, но по факту.

Поэтому мы решили напомнить наше предложение о принятии федерального закона «О гарантиях парламентской деятельности», в котором нужно чётко прописать права и возможности фракции большинства и такие же права и гарантии фракций меньшинства.

Оппозиция – это не «пятая колонна», а сила, выражающая интересы значительного числа населения страны. Мы ничуть не меньше, чем нынешняя партия власти, обеспокоены реальными проблемами России. Но при этом фактически лишены возможности принять свои альтернативы антинародным законам.

У Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, например, есть и альтернативные варианты государственного бюджета и пенсионной реформы, и ряд инициатив, направленных на восстановление социальной справедливости. Уверен, что значительная часть общества поддержит наши законопроекты.

Оппозиционные партии должны иметь законодательную возможность инициировать всенародные референдумы, если какие-то законы, инициируемые Правительством Российской Федерации, могут привести к значительному ухудшению жизни людей, как это было, например, с той же пенсионной реформой.

Да, оппозиция – основной критик властных институтов. Но именно она даёт возможность трансформировать общественное недовольство в цивилизованные формы диалога и в итоге повышает степень доверия народа к власти.