Российским школам нужны профессиональные психологи, а не посредники-медиаторы

21 октября 2020

Введение в школах должностей посредника-медиатора вряд ли поможет решить проблемы во взаимоотношениях учеников, правильнее будет развивать работу школьных психологов.

Ранее Министерство юстиции РФ подготовило законопроект «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации», которым, в частности, предусматривается создание службы школьной медиации.

С одной стороны, правильно, когда споры и конфликты помогает урегулировать некое незаинтересованное лицо, медиатор, человек со специальной подготовкой. Однако как это будет выглядеть на практике и как это поможет школьникам? С трудом представляю себе ситуацию, при которой дети будут обращаться к взрослому для урегулирования своих конфликтов.

Попытка внедрить в отношения между детьми практику, принятую для досудебного разрешения споров между взрослыми, бесперспективна и, скорее всего, останется неработающей нормой закона.

Гораздо полезнее развивать службу школьных психологов – тех, кто может говорить с детьми на одном языке. Сейчас в образовательных учреждениях как раз не хватает таких специалистов. Единых нормативов до сих пор, к сожалению, нет. По самым примерным оценкам на одного психолога приходится, только представьте себе, более 600 школьников! О какой индивидуальной работе с детьми можно говорить в такой ситуации? А зарплаты в 20-30 тыс. руб. в месяц? Без существенного повышения оплаты труда этих специалистов решить проблему невозможно.

Именно профессиональный психолог может вовремя разглядеть изменения в поведении детей и сделать всё, чтобы не происходили конфликты и трагедии, аналогичные той, что случилась недавно в Нижегородской области. А так получается, что мы создаём каких-то медиаторов – ещё одну няньку, а дитя всё равно остаётся без глаза.