Сергей Миронов прокомментировал идею объединения дотационных регионов с финансово благополучными

9 февраля 2010

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов прокомментировал идею объединения дотационных регионов с финансово благополучными, высказанную руководством партии «Единая Россия». Это противоречит конституционному принципу равенства субъектов Федерации и не решает главную задачу — обеспечения экономической самодостаточности регионов, считает Сергей Миронов.

Сергей Миронов уверен, что объединение «проблемных» и финансово благополучных регионов, бюджетных доноров, принципиально неверный подход.


«Главная задача государства – сделать каждый регион экономически самодостаточным, а не маскировать сложности. Очевидно, что можно легко спрятать за средними цифрами из укрупненных регионов не очень приятные факты экономического и социального неблагополучия ряда территорий.


Кроме того, добавил Сергей Миронов, в случае «объединения» регионов можно считать самые острые вопросы местными, и вообще переложить ответственность за них с федерального центра на регион, на местные власти, которые сегодня получают все больше социальных обязательств без финансового подкрепления.  


«Какие границы и цифры не рисуй, реальные проблемы людей и предприятий, городов и сел не исчезнут. Надо здраво оценивать ситуацию в стране. В последние годы не более полутора десятков регионов обходились без финансовой помощи, а в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Южном федеральных округах вообще нет регионов-доноров. Их не к кому присоединять, так что идея объединения по такому принципу абсурдна», — подчеркнул Сергей Миронов.


Для преодоления неравенства экономического положения регионов, надо бороться с его истинными причинами, которые простой перекройкой административной карты не решаются. Во-первых, это концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре. Несколько лет назад отменили норму Бюджетного кодекса, согласно которой налоговые доходы должны были распределяться между федеральным центром и регионами 50:50. С тех пор федеральные доходы обогнали региональные примерно в полтора раза. Тем не менее, при разграничении полномочий субъектам РФ и местному самоуправлению передали ряд крупных расходных обязательств, в основном в соцсфере, которые не были подкреплены достаточными источниками собственных доходов. В результате региональные и муниципальные финансы напоминают тришкин кафтан.


Во-вторых, нынешняя экономическая политика государства неблагоприятна для развития и модернизации реального сектора. Налоговые, кредитные, тарифные и другие условия таковы, что вкладывать средства в развитие современных производственных проектов во многих регионах невыгодно. Предложения о снижении НДС, введении налоговых каникул для малого и среднего бизнеса Правительством не были услышаны.


В-третьих, разрыв в развитии регионов ведет к концентрации ресурсов в экономических центрах, где есть финансирование, платежеспособный спрос, инфраструктура и т.д. Как говорится, деньги к деньгам, и московским властям сегодня, я уверен, очень трудно понять, чем и как живут в других регионах.


Сложившуюся ситуацию надо коренным образом изменить. Взаимоотношения центра с регионами должны строиться не на концепции перераспределения денег, а на концепции гармоничного развития страны.


Экономическую политику надо нацелить на создание условий, при которых станет выгодно вкладывать деньги не в экспорт сырья и импорт ширпотреба, а в развитие современного производства. Одна из давно назревших мер — зачисление налогов предприятий в бюджеты тех территорий, где они реально работают, а не тех, где находится их головная контора. В регионах, находящихся в неблагоприятных экономических условиях, нужно ввести льготный режим хозяйственной деятельности и дополнительные социальные гарантии. И в итоге, каждый бюджетный уровень должен иметь собственную доходную базу, достаточную для выполнения закрепленных за ним функций.