Завершилось 254-е (внеочередное) заседание Совета Федерации

29 сентября 2009

Завершилось 254-е (внеочередное) заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


***


Одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».


На внеочередном заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Закон был представлен на рассмотрение верхней палате парламента председателем Комитета СФ по бюджету Евгением Бушминым.


Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» был принят Государственной Думой 25 сентября 2009 года.


Как было отмечено Евгением Бушминым, вносимые поправки представляют собой два блока и  направлены на изменение бюджета текущего года.


Первый блок связан с реализацией нормы о порядке дополнительной капитализации кредитных организаций, а также выкупом дополнительной эмиссии акций «ВПК «НПО Машиностроения» для реализации проекта «БраМос».


Федеральный закон увеличивает на 152 998,2 млн. руб. расходы федерального бюджета. Изменение расходов федерального бюджета связано с обменом облигаций федерального займа в сумме 150 000,0 млн. руб. на привилегированные акции банковских кредитных организаций, осуществлением выкупа дополнительной эмиссии акций ОАО «ВПК «НПО Машиностроения» в сумме 4 980,0 млн. руб., а также с сокращением на 1 981,8 млн. руб. бюджетных ассигнований на финансирование проектов, осуществляемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований).


Увеличение объема расходов федерального бюджета на 2009 год обеспечивается за счет увеличения дефицита федерального бюджета, который на 2009 год составит 3 131 396,6 млн. руб. (или 7,7% к ВВП). Федеральным законом увеличиваются верхние пределы государственного внутреннего долга на 177,0 млрд. рублей и внешнего долга Российской Федерации на 1,4 млрд. долларов США или 1,4 млрд. евро.


Федеральный закон направлен на финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации в текущем финансовом году. В Федеральном законе не предусматривается изменение общего объема доходов федерального бюджета на 2009 год.


Второй блок предполагает перераспределение  бюджетных ассигнований с одних статей на другие. Необходимость перераспределения обусловлена увеличением бюджетных ассигнований в связи с ожидаемой экономией бюджетных ассигнований в 2009 году (курсовая разница, обслуживание государственного долга, индексация заработной платы государственных служащих и т.п.), а также в связи с перераспределением бюджетных ассигнований внутри главных распорядителей средств федерального бюджета.


Кроме вышеуказанных изменений, рассматриваемым Федеральным законом предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов на сумму 141 776,6 млн. руб.


Увеличение бюджетных ассигнований по одним статьям классификации расходов стало возможным в результате экономии бюджетных средств по другим статьям, в том числе:


на обслуживание государственного долга Российской Федерации в сумме 32 293,5  млн. рублей  (в  том  числе 27 793,5  млн. рублей  по государственному внутреннему долгу Российской Федерации в связи с ожидаемой экономией сложившейся в результате привлечения заемных средств во втором полугодии 2009 года);


на уплату налога на имущество организаций и на проведение мероприятий по землеустройству и   землепользованию при принятии решения о создании автономных учреждений в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта в сумме 27 932,3 млн. рублей;


на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки    по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан исходя из отчетных данных субъектов Российской Федерации за январь-июнь и плановых показателей на II полугодие 2009 года и уточнением количества лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в сумме 20 434,5 млн. рублей;


на содержание и обустройство миротворческих сил в сумме 10 564,4 млн. рублей;


на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в связи с уточнением субъектами Российской Федерации численности указанной категории граждан в сумме 10 000,0 млн. рублей;


на индексацию денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской     Федерации федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей, в сумме 9 077,3 млн. рублей;


на реализацию мероприятий ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и   солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода комплектования должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,   воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота;


военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)», в сумме 6 424,8 млн. рублей;


на строительство специальных и военных объектов, объектов социального и производственного   комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, в сумме 3 420,8 млн. рублей;


на субсидию автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXXII Олимпийских игр  2014 года и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» в связи с переносом срока ее предоставления с 2009 года на 2011 и 2012 годы в сумме 1 484,4 млн. рублей;


на имущественный взнос Российской Федерации в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в сумме 1 128,3 млн. рублей, поскольку указанный взнос в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 923-р составил 450,0 млн. рублей.


Дополнительные бюджетные ассигнования в сумме 141 776,6 млн. рублей, полученные в результате экономии, предлагается направить по следующим направлениям:


на поддержку реального сектора экономики будет выделено 70 882,8 млн. руб., в том числе, на:


—  имущественный взнос Российской Федерации в Государственную корпорацию «Росатом»  в сумме 15 000,0  млн.  руб.  и  субсидию  в виде имущественного взноса на строительство атомных электростанций в сумме 15 000,0 млн. руб.;


— взнос в уставный капитал открытого акционерного общества «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» в сумме 15 000,0 млн.руб.;


— приобретение дополнительных акций акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», в сумме 12 998,7 млн. руб.;


— субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций в сумме 6 289,0 млн. руб.;


— взнос в уставный капитал открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» в сумме 4 329,6 млн. руб.;


— имущественный взнос Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» в сумме 1 440,0 млн. руб.;


— взнос в уставный капитал открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в целях кредитования реального сектора экономики в сумме 825,5 млн. руб.


На социальное обеспечение отдельных категорий граждан будет выделено в сумме 29 439.8 млн. руб.


Из них ФМС России на оплату обязательств по предоставлению государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в сентябре-ноябре 1992 года, в сумме 908,9 млн. рублей.


Резерв на покрытие возможного в 2009 году дефицита Фонда социального страхования Российской Федерации по обязательному страхованию предусмотрен в сумме 14 707,6 млн. руб.


На реализацию публичных нормативных обязательств Российской Федерации предусмотрена сумма в 10 360,7 млн. руб. Эта сумма предусматривает, в том числе, погашение задолженности по вступившим в силу судебным решениям, выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы.


На бюджетные инвестиции определена сумма 8 001,6 млн. руб., из них:


— субсидия бюджету Республики Татарстан на строительство спортивных объектов для проведения в 2013   году летней Универсиады г. Казани, Республика Татарстан;


— субсидия бюджету Красноярского края на софинансирование мероприятий по зоне затопления Богучанской ГЭС (ложе водохранилища);


— на завершение строительства 125-ти квартирного жилого дома в г. Грозный,  Чеченская  Республика,  для  обеспечения   жилыми  помещениями сотрудников ФСКН России;


— на завершение ликвидации последствий землетрясений в г. Невельск Сахалинской области;


На другие мероприятия предусмотрена сумма в размере 8 384,1 млн. руб. Эта сумма включает себя: оплату приобретения горюче-смазочных материалов для Министерства обороны Российской Федерации, на частичную компенсацию расходов на подготовку и проведение военного парада 9 мая 2009 года, подготовку военнослужащих иностранных государств (на безвозмездной и льготной основе); на реализацию мероприятий Управления делами Президента Российской Федерации,  связанных  с  подготовкой  к  празднованию  65-й  годовщины Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов; на оснащение материально-техническими средствами сводных группировок на территории Республики Ингушетия для МВД России.


***


Совет Федерации рассмотрел Федеральный закон «О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».    


Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин, представляя палате Федеральный  закон «О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», сообщил следующее.


Проект данного закона разработан  депутатами государственной Думы А. Макаровым, В. Тимченко и членами Совета Федерации Е. Бушминым, С. Киричуком и А. Лоторевым и уточняет норму Бюджетного кодекса Российской Федерации о порядке зачисления в федеральный бюджет и бюджеты регионов доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (за исключением природного газа). Эта норма была изменена ФЗ «4О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».


В соответствии с названным законом в статьи Бюджетного кодекса были внесены изменения, устанавливающие 100-процентный норматив зачисления налога, о котором идет речь, в федеральный бюджет, вместо ранее установленного норматива в 95 процентов.


При этом с целью минимизации негативного эффекта для субъектов РФ от потери 5 процентов НДПИ, предусматривалась частичная компенсация выпадающих доходов региональным бюджетам, но только с  1 января 2010 года, а не с момента опубликования закона,   как это предусмотрено его 8 статьей. В результате, по словам докладчика, нефтедобывающие регионы несли потери, общая сумма которых в этом году достигла 20 миллиардов рублей.


Депутаты и сенаторы, разработавшие рассматриваемый закон, предлагают устранить противоречие между законом и Бюджетным кодексом, обнаруженное, кстати, правовым управлением Аппарата СФ.  По предложению авторов закона, действие норматива зачисления доходов в размере 5 процентов НДПИ  в региональные бюджеты сохраняется до конца 2009 года, а увеличение норматива  зачисления в федеральный бюджет от указанного налога с компенсацией выпадающих налогов бюджетов регионов должно осуществляться с 1 января 2010 года.  


В результате реализации данной нормы, у субъектов РФ появятся выпадающие доходы, компенсация которых предусмотрена законодательством  о бюджете.


В обсуждении приняли участие сенаторы Вячеслав Новиков и Степан Киричук. С. Киричук поблагодарил Государственную Думу и Правительство РФ за конструктивное сотрудничество в целях оперативного принятия рассматриваемого закона, но, вместе с тем, указал, что этот документ решает только локальную проблему. По словам сенатора, «нефтедобывающие регионы без доходов от НДПИ – нонсенс».  Так что законотворческую работу в данном направлении, убежден он,  надо продолжить.


Учитывая важность документа и его очевидную антикризисную направленность, Совет Федерации одобрил представленный закон.


По материалам пресс-службы Совета Федерации