Сергей Миронов: "Чиновничьей России не нужны думающие граждане"

1 сентября 2016

В том, что с отечественным образованием, мягко говоря, не все в порядке, сходятся все: тут и безудержная коммерциализация, и чудовищный рост нагрузок педагогов и детей, и разгул бюрократов, и несправедливое распределение зарплат. О том, почему это происходит и как справиться с бедой, «МК» рассказал лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

— Сергей Михайлович, что вы думаете по поводу недавней отставки бывшего главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова?

— То, чего наша партия и наша фракция добивались столько времени, стало фактом: вредитель образования Ливанов отправлен в отставку! Еще в 2013 году все парламентские партии, кроме единороссов, выступали за его отставку. А в этом году, в рамках Всероссийской акции «Правительство, делай или уходи!» к позиции справедливороссов присоединись почти 6 млн россиян. Ливанов давно носил звание самого непопулярного министра, а народ поставил ему «двойку» за работу, возлагая на него личную ответственность за развал системы образования: закрытие 25 тыс. сельских школ, сокращение ведущих вузов страны, платные кружки и секции и откровенные поборы в школах. На его совести и массовая «дебилизация» страны за счет введения ЕГЭ. И вот сейчас справедливость свершилась.

 — Но при Ливанове Минобрнауки стало исправлять главные огрехи ЕГЭ…

— «Исправить» ЕГЭ нельзя: его надо отменять как обязательный экзамен! Мало кто знает, что ЕГЭ изобрели в США для детей с отклонениями в развитии, не умеющими сформулировать устный ответ. Чтобы хоть как-то оценить качество работы учителя и ученика, и были разработаны тесты. А наши чиновники от образования, взяв их за образец, превратили некогда лучшую в мире систему образования в примитивную «угадайку». И каждый год снижают нижний порог проходного балла, чтобы треть школьников вообще не остались без аттестатов. В России более двух десятилетий проходит чудовищный образовательный эксперимент, суть которого выразил Дмитрий Ливанов: «Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии». Ну прямо по фонвизинскому «Недорослю»: зачем география, если извозчик и сам знает, куда везти! Страна, которая мечтает о космосе, готовит конструкторов и космонавтов! А та, что готовит «адаптеров», всегда будет на третьих ролях. И воспринимать нас будут как сырьевую колонию, наводненную дешевой рабочей силой. Впрочем, чиновничьей России и не нужны думающие и знающие граждане — ей требуются роботы, угадывающие тесты ЕГЭ. Знаете, почему финская образовательная система стала лучшей в Европе? Потому что финны перевели советские учебники, приглашают делиться методиками преподавания учителей советской школы. А наша школа от всего этого отказалась.

 — Со средним профтехобразованием тоже проблем немало…

— Да, раньше ребята, окончившие ПТУ и техникумы, с гордостью шли на завод. Про монтажников и сталеваров снимали фильмы, и почтение, которое оказывал молодым рабочим коллектив, невольно зарождало гордость за свою профессию. Сейчас Россия остро нуждается в профессиональных наладчиках, фрезеровщиках, токарях, инженерах-технологах и конструкторах. По данным порталов, предлагающих вакансии, на поиск рабочих специальностей приходится 24% от всех запросов. Да вот беда — выучиться негде. За годы реформы образования закрылось 70% техникумов и профтехучилищ, остановлена работа технических кружков, домов творчества и клубов по моделированию, на профориентацию школам денег не дали. В итоге престиж профессии «Человек Труда» утрачен. Лишь когда у нас топ-менеджеры уступят обложки журналов топ слесарям, можно будет с уверенностью сказать: хозяевами страны стали Люди Труда!

 — Не это ли в последнее время происходит с учителями? И фото на обложках, и повышение зарплат?

— Напротив, высокое звание учителя унижено!

Образование подменили набором «компетенций», фундаментальные знания — «общеучебными умениями», а учителя сделали лишь «исполнителем по договору образовательных услуг». Педагоги стонут под тяжестью министерских циркуляров и отчетов, а чтобы получать приличную зарплату, вынуждены вести занятия по 25-28 часов в неделю вместо 18. Бюрократизация школы, непомерные нагрузки и низкая зарплата ведут не только к снижению качества образования, но и к неудовлетворенности учителем своей работой. По данным соцопросов, свыше 70% учителей уже хотят уйти из школы. А чиновники лишь изобретают все новые идеи губительной оптимизации образования и экономии на специалистах: вводят драконовские правила аттестации педкадров, поощряют вопиющую разницу между зарплатой руководителя и учителя и произвол администрации в распределении надбавок учителям. Наше правительство словно специально делает все, чтобы, как метко выразился академик Капица, «все, что нам осталось, это рядиться в чужие обноски». А ведь система образования напрямую связана с безопасностью страны. Ключевой причиной чернобыльского взрыва было то, что среди персонала Чернобыльской АЭС к моменту взрыва на месте не оказалось ни одного человека, получившего высшее образование именно по ядерной энергетике.

 — Сейчас модно ссылаться на скудность кризисного бюджета…

— Школу буквально поставили на счетчик! В нашем советском детстве в школах были авиа — или судомодельные кружки, хор, театр, баскетбольная или хоккейная секции. Бесплатные! Но в 90-х вся внеклассная работа была уничтожена, а в 2000-х узаконили коммерческую деятельность школ. Продленка, кружки, секции — все за деньги! С введением ЕГЭ учебный процесс превратился в чемпионат между школами: чем выше баллы, тем вероятнее директору разрешат набрать в следующем году два-три 10-х класса вместо одного, и тем самым увеличить подушевое финансирование. Больше не нужны ни золотые медали, ни «золотые» головы ребят… А в глубинке и вовсе беда: за годы реформы образования правительство избавилось от 25 тыс. сельских школ, хотя даже в войну школы работали! Даже в лихие 90-е их не трогали! В СССР сельская школа была центром культуры — там библиотека, кружки, дух просвещения.

 — Слышу ностальгические нотки по советскому прошлому…

— Так ведь принципами советской школы были бесплатность, всеобщность и фундаментальность, а сейчас образование платное! Учеников поделили на бедных и богатых, а вместо знаний достаточно правильно заполнить тесты ЕГЭ. Для любого нормального государства цель качественного образования — дать путевку в жизнь развитой личности, высококлассному специалисту. А нашему правительству нужен лишь тот, кто обладает определенными навыками, востребованными рынком. Но рынку нужен не человек с широким кругозором, а послушный исполнитель, приносящий прибыль. Вот образование и подменили набором «компетенций», а фундаментальные знания — «общеучебными умениями», вдвое сократили число вузов, а школу забюрократизировали: сегодня у нее 144 проверяющие организации!

 — У вас есть план выхода из этой ситуации?

— «Справедливая Россия» знает, как защитить образование и науку! Первое. Отменить ЕГЭ как всеобщую форму аттестации. Сдача ЕГЭ должна стать добровольной. Второе. Ввести специальные квоты и льготы для поступления в вузы выпускников из сельской местности и небольших городов. Третье. Сделать участие российских вузов в Болонской (двухуровневой) системе высшего образования добровольной. Четвертое. Стипендии — не менее 7 тыс. рублей, проезд в общественном транспорте для школьников и студентов — бесплатный. Пятое. Ввести квотирование первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Шестое. Выделить на финансирование образования и науки — не менее 7% ВВП. Седьмое. Сохранить принцип самоуправления для Российской академии наук. Восьмое. Зарплату учителя приравнять к зарплате и соцпакету госслужащего!


Источник: «Московский Комсомолец» (Москва). – 01.09.2016