"Справедливая Россия" выступает за расширение полномочий Росавиации

29 сентября 2017

Навести порядок в отрасли авиаперевозок поможет создание профильного министерства.

Почему в России банкротятся авиакомпании, чем плох монополизм на рынке авиаперевозок и должно ли государство вмешиваться в этот бизнес? Что такое овербукинг и надо ли штрафовать перевозчиков за продажу двойных билетов? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей МИРОНОВ.

 — Сергей Михайлович, еще свежа в памяти ситуация с банкротством «Трансаэро» и вот новая жертва — «ВИМ-Авиа». Какие системные меры надо принять, чтобы в дальнейшем застраховать пассажиров от ситуаций, когда их перевозчик неожиданно становится несостоятельным?

— Я раньше летал на разных авиакомпаниях, но после двух ЧП, которые произошли во время перелета, прекратил эксперименты. После первого раза я подумал, что так бывает, ничего страшного. Во второй раз это произошло, когда мы летели с семьей в Крым. Уже заходя на посадку, самолет почти коснулся посадочной полосы, но потом вновь начал резко набирать высоту. Все обошлось, мы благополучно сели, но я никогда не забуду, как в салоне лайнера в полной тишине крестились стюардессы. С тех пор я решил, что мы летаем только «Аэрофлотом». У меня к этой компании есть претензии по ценовой политике, по обслуживанию, но только не по безопасности. У них самый новый авиапарк в стране. И все бы хорошо, кроме одного, — они явно тянут на монополиста. «Отжимают» всех и вся.

Монополизм и отсутствие в стране конкурентной среды в области авиаперевозок приводят к тому, что регулярно лопаются частные компании, такие как «ВИМ-Авиа». Не могут конкуренты на равных бороться с «Аэрофлотом» за своего пассажира. Ведь почему «ВИМ-Авиа» распродала вперед десятки тысяч билетов? Хотела покрыть долги за счет большого оборота, но не вышло. Их медленно додавили.

 — Что же делать?

— В географических условиях нашей страны авиаперевозки — это государственная задача. Вы можете быть частной компанией, но должны ходить под контролем государства и оно должно диктовать ценовую политику. Сегодня жителям Дальнего Востока дешевле слетать в Китай или Японию, чем посетить Москву или Санкт-Петербург.

Государство не должно отстраняться от сферы авиаперевозок. Точно так же, как оно пытается сбросить с себя социальные обязательства и ввести рынок в здравоохранение и образование. Это неправильно все.

 — Вы за расширение полномочий Росавиации?

— Я — за. Более того, уверен на сто процентов, что отдельное министерство гражданского флота или гражданской авиации просто необходимо.

На днях у нас в Госдуме был глава Росавиации Александр Нерадько, рассказывал о ситуации с «ВИМ-Авиа». Знаете, ведь как бывает, что некому поручить выправить ситуацию. Но Нерадько — суперспециалист. Скажите ему, чтобы он сделал отрасль успешной, — он сделает. Нерадько знает все: аэропорты, авиационный парк, ценовую политику, вопросы безопасности. И он знает, что нужно менять. Дайте ему карт-бланш! Пусть рулит всеми частными компаниями.

Кстати, министр транспорта Максим Соколов тоже большая умница. Он был у нас на заседании фракции и после короткого общения стало понятно, что человек — настоящий профи. Он владеет ситуацией и в водном транспорте, и в железнодорожном, и в автомобильном, и в авиации. Таких профи — единицы. Я бы еще назвал в этом списке главу Минпромторга Дениса Мантурова, министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушку и вице-премьера Дмитрия Козака.

 — Вы внесли в Госдуму законопроект о штрафах для авиакомпаний за овербукинг. Многие эксперты да и сами авиакомпании уже встали на дыбы.

— Например, «ВИМ-Авиа», да? В погоне за прибылью авиакомпании на одно место фактически продают двойные билеты в расчете на то, что кто-то из пассажиров опоздает или передумает лететь. Законом эта ситуация никак не регламентируется.

Но почему законопослушные граждане должны страдать? Представьте, человек планирует свою поездку, купил билет, приехал в аэропорт, а ему говорят, что все места заняты и самолет улетит без него. Так не годится.

Поэтому наша идея в том, что перевозчик должен заплатить за моральный ущерб пассажира. Когда мы вносили эту инициативу, я сразу сказал коллегам, что замах на десятикратную компенсацию пассажиру, пострадавшему от овербукинга, наверное, слишком большой. Но мы специально это сделали, чтобы начать диалог. Можно согласиться и на возврат пассажиру двукратной стоимости билета, но компенсация должна предоставляться обязательно. При этом с авиакомпании не снимается обязательство по перевозке пассажира.


Источник: «Парламентская газета» (Москва). – 29.09.2017