Обращение к участникам II Байкальского экономического форума 18 сентября 2002 года

18 сентября 2002

От имени Совета Федерации и организационного комитета Байкальского экономического форума сердечно приветствую всех, кто собрался на нашем форуме, взявшем свое имя и начало от славного озера Байкал, свидетеля многих знаменательных событий российской истории. Это означает, что чистота наших замыслов, масштаб обсуждаемых проблем и вопросов должны быть адекватны природе этого великого озера.

Сегодня в этом прекрасном зале собрались министры, губернаторы и законодатели, представители деловых и научных кругов, зарубежные гости. Уверен, что прибывшие на форум представительные делегации Монголии, Китайской Народной Республики, гости из Японии и ряда европейских стран увезут с собой из Иркутска тепло и гостеприимство встреч на сибирской земле. Но организаторы форума рассчитывают не только на хорошие впечатления участников, вся наша подготовительная работа была нацелена на создание условий для продуктивных деловых контактов как в плане обмена идеями и мнениями, так и в плане конкретной работы с представленными инвестиционными проектами.

Высокий уровень представительства подтверждает авторитет нынешнего Байкальского форума, успевшего стать важной составной частью деловой, политической и научной жизни России.

Байкальский экономический форум, рожденный в недрах Петербургского экономического форума как продолжение его идей, имеет уже свою, хотя и небольшую, историю. Первый Байкальский экономический форум состоялся под эгидой Совета Федерации, при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций «Сибирское соглашение» и экономическом взаимодействии субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья в городе Иркутске в сентябре 2000 года. В прошлом году в городе Улан-Удэ в рамках Байкальского экономического форума прошла конференция «Байкал — мировое наследие. Экономика, экология, инфраструктура, туризм».

Эти мероприятия стали заметными событиями в экономической и политической жизни России. На пленарных заседаниях, конференциях, секциях и «круглых столах» обсуждались вопросы экономического и социального развития России и ее восточных территорий:

— модернизация и развитие нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири;

— создание транспортного моста между Европой и Восточной Азией;

— осуществление российско-японского транспортного коридора-тоннеля Сахалин — Хоккайдо, Сахалин — материк;

— развитие и эксплуатация обретающей второе дыхание Байкало-Амурской магистрали;

— сотрудничество в области высоких технологий, образования, науки, информации.

Важное место в дискуссиях и обсуждениях было уделено перспективе интеграционного взаимодействия российской и азиатско-тихоокеанской экономик, стратегии развития России в глобализирующемся мире. Итогом работы стали конкретные рекомендации для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений, создающих условия для реализации на территории Сибири и Дальнего Востока крупных проектов, имеющих важное значение в развитии экономики.

Безусловно, форум способствует рождению новых идей и замыслов, реализации крупных инвестиционных проектов и привлечению инвестиций. Примером созидательной работы федеральных и региональных структур является разработанная и принятая Правительством Российской Федерации Концепция экономического развития Сибири. В нее вошли многие высказанные на форуме предложения по развитию международных и межрегиональных отношений в области природопользования, инвестиций, транспортной и информационной инфраструктуры.

Все это свидетельствует о том, что форум нужен. Темы его дискуссий волнуют общественность, отражают современные реалии и интересы регионов. Рекомендации и инвестиционные проекты БЭФа востребованы временем.

Полагаю, что есть все основания надеяться, что решение проблем, которые будут обсуждаться на II Байкальском экономическом форуме, станет продолжением и развитием идей и дел Ломоносова и Вернадского, Бардина и Обручева, коллективного разума действующих государственных и общественных деятелей, ученых и предпринимателей.

Совершенно очевидно, что сегодняшнюю внешнюю и внутреннюю политику нельзя строить исходя из вчерашней реальности. За два года, прошедших со времени проведения предыдущего форума, в жизни страны произошло много важных перемен. Прагматизм и отстаивание национальных интересов, более открытая и доверительная атмосфера взаимодействия с партнерами становятся стилем нашей внешней политики. Россия признана полноценным участником «восьмерки».

Во внутренней политике достигнуто понимание необходимости планомерной и созидательной работы по реформированию экономики, отказа от необдуманных экспериментов, большего учета интересов регионов и реальных производителей при принятии решений, конечная цель которых — улучшение жизни людей.

Несмотря на социально-экономические особенности развития субъектов Федерации и различия в уровне жизни, мы понимаем, что без комплексного подхода к решению экономических, экологических проблем, без учета интересов регионов нельзя добиться всестороннего и динамичного развития страны. Существуют общие цели, которые заключаются в создании и упрочении единого экономического пространства, обеспечении экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности, достижении относительного регионального экономического равновесия, максимальном использовании интеллектуальных и природных ресурсов территории.

Уникальность геополитического и геоэкономического положения России состоит в том, что она примыкает к европейскому экономическому пространству и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Пространственный ресурсный и интеллектуальный потенциал нашей страны огромен, что определяет стратегический интерес к России стран АТР. А с другой стороны, у России есть и будут свои интересы (и перспективы) в Азиатском регионе.

На более высокий уровень доверия и взаимодействия поднялись российско-китайские отношения. По оценке Президента России В.В.Путина, уровень внешнеполитических отношений между нашими странами сегодня, как никогда, высокий, что создает хорошие условия прежде всего для развития экономических контактов как на общероссийском, так и на региональных уровнях. Байкальский регион России — хороший пример сопряжения, «стыковки» региональных и глобальных экономических стратегий. Уникальные природные богатства — не только наше, российское, но и мировое достояние. Здесь уместно сказать о том, что буквально несколько дней назад на Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге Россия устами своего председателя правительства заявила готовность «технологически помогать развивающимся странам в поисках решения проблемы питьевой воды». М.М.Касьянов напомнил также представителям 191 страны, собравшимся в ЮАР, что в России находится четверть мировых лесных ресурсов, не тронутых хозяйственным освоением, что в растущей степени обеспечивает глобальную стабилизацию биосферы. Участникам нашего Байкальского экономического форума предстоит обсудить и эти проблемы.

Напомню, что упомянутый Всемирный саммит ООН, обозначив важнейшие задачи глобального устойчивого развития, принял довольно жесткие документы. Такие положения Политической декларации и Плана реализации решений, принятых на саммите, как обязательство лидеров государств мира разработать безотлагательные меры по обеспечению к 2015 году бедного населения планеты безопасной питьевой водой и санитарным обслуживанием, наполовину сократить за этот же срок количество бедного населения, улучшить к 2020 году системы здравоохранения в развивающихся странах до приемлемого уровня, меры по сохранению биоразнообразия и рыбных ресурсов, — все это напрямую перекликается с программой Байкальского форума и наверняка найдет свое место в наших дискуссиях.

Уверен, что решения нашего форума помогут найти те государственные и экономические механизмы, которые укрепят традиционно важное место России и в достижении глобального экологического равновесия, и в прогрессе человеческого развития в АТР, и в целом в мировой экономике, научно-технической сфере и культуре.

За время, прошедшее с предыдущего Байкальского форума, произошли изменения не только в мире и в России. Перемены произошли и в Совете Федерации. Он начинает свою новую (осеннюю) сессию в обновленном составе, работающем на профессиональной основе. Сегодня мы более согласованно работаем с Государственной Думой, укрепили взаимодействие с администрацией президента и аппаратом правительства. Предприняты необходимые меры к повышению качества подготовки законодательных инициатив Совета Федерации.

Хочу проинформировать вас, уважаемые участники форума, что в настоящее время Совет Федерации готов к выполнению задач и функций, которые возложены на него в целях выражения и реализации позиций заинтересованных в этом субъектов Федерации.

Мы вместе с другими участниками законодательного процесса переходим к формированию единой по целям и непротиворечивой по содержанию правовой системы. Новая структура профильных комитетов и комиссий палаты отслеживает законопроекты с момента начала их подготовки, заблаговременно вырабатывая позицию палаты по тем или иным вопросам.

Недавно в Совете Федерации в результате совместной инициативы с законодательными (представительными) органами власти при поддержке Президента России В.В.Путина создан новый координационный орган — Совет законодателей, объединяющий сенаторов и глав законодательных собраний регионов.

Нам предстоит общими усилиями гармонизировать законотворческий процесс по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, осуществлять сопровождение законодательных инициатив регионов на федеральном уровне. В содержательном плане созданы условия для выхода на качественно новый уровень законодательного обеспечения государственной политики.

В выстраивании взаимоотношений между органами власти федерального и регионального уровней Президент России обозначил ряд приоритетов в сфере государственного строительства:

— разграничение полномочий между уровнями власти. Здесь предстоят масштабные совершенствования федерального законодательства по результатам работы специальной комиссии при Президенте Российской Федерации;

— развитие местного самоуправления, что является одним из важнейших направлений государственной политики;

— продолжение работы по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным.

ОСНОВНАЯ цель Байкальского экономического форума не изменилась. Это формирование взвешенного государственного подхода к развитию Сибири и Дальнего Востока, а также районов Севера как крупнейших частей России.

Форум является важнейшим механизмом выработки практических предложений в области рационального использования природных ресурсов, развития энергетики, транспорта, новых технологий и человеческого потенциала.

Стержневой идеей форума является тезис о необходимости использования уникального геоэкономического и геополитического положения России, ее богатого интеллектуального и ресурсного потенциалов, возможностей внутренней и внешней интеграции экономики при разработке стратегии развития России в XXI веке. Это подтверждает и девиз нынешнего форума: «Европа — Россия — АТР: перспективы сотрудничества».

Байкальский экономический форум следует рассматривать не только как важный инструмент выработки обоснованных макроэкономических решений, но и как уникальное средство мобилизации возможностей и энергии государства и бизнеса. Содержательная часть программы форума, с одной стороны, отражает основные «болевые точки», сдерживающие реализацию многих проектов и идей, а с другой стороны, позволяет участникам деловых, научных и политических российских и международных кругов провести в рамках форума своеобразную коллективную «мозговую атаку», направленную на углубление позитивных процессов, подготовку предложений и рекомендаций по всему комплексу проблем.

Сейчас, когда наступает время выбора стратегии дальнейшего развития страны, задача государства состоит в том, чтобы использовать в полной мере эти возможности как базу для придания определенного динамизма экономическим и социальным процессам. Большая удаленность территорий Сибири и Дальнего Востока от мировых рынков, удорожание транспортных услуг, электрической и тепловой энергии требуют изменения специализации развивающегося здесь промышленного комплекса. Возникла настоятельная необходимость перехода на продукцию конечного бытового и промышленного потребления, отличающуюся высокой потребительской стоимостью и на реализацию которой транспортные расходы не оказывают существенного влияния. Именно отрасли машиностроения, пищевой промышленности обеспечивают в настоящее время прирост промышленной продукции в регионах Сибири.

Развитие новых производств должно идти с использованием самых передовых технологий и ориентироваться на выпуск уникальных по качеству и свойствам новых материалов и видов продукции производственного и бытового назначения. Для этого надо ускорить использование тех научных и проектных наработок, которые имеются в Сибири и на Дальнем Востоке и за которыми охотятся предприниматели из других стран.

Пользуясь случаем, хочу обратить ваше внимание на те инвестиционные региональные и международные проекты, которые представлены на Байкальском экономическом форуме и будут обсуждаться во время работы секций, «круглых столов» и международных конференций. Это реальные объекты для инвестиций, их проекты поддержаны руководителями регионов, а в их реализации имеется заинтересованность на федеральном уровне. Безусловно, что для этого необходимо создать правовые и практические условия, основанные на долгосрочных факторах и на долгосрочных ориентирах. Эти условия должны определять позитивную перспективу роста экономики России и выгодность инвестиций в наше хозяйство. Если сформулировать более кратко эту мысль, то речь идет о повышении конкурентоспособности нашей страны на рынке инвестиций.

Есть еще одна важная проблема, решение которой имеет как экономическое, так и гуманитарное содержание, — это проблема демографии северо-востока страны. Не секрет, что демографическая динамика в России, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока, отрицательная. За десятилетие общая численность населения этих регионов уменьшилась почти на 10 процентов. С другой стороны, неконтролируемый приток населения из ряда соседних стран требует наведения порядка в этих вопросах, упорядочения миграционной политики, формирования цивилизованного рынка рабочей силы. Полагаю, было бы полезным обсудить на нашем форуме эти проблемы.

В этом году при подготовке программы Байкальского экономического форума мы решили расширить тематику его мероприятий. Наряду с вопросами социально-экономического развития территорий, обсуждения крупных энергетических, транспортных и других инвестиционных проектов и проблем в программе форума усилены гуманитарные и экологические составляющие.

Полагаю, что наступило время, когда бизнес как основная организующая сила развития общества должен стать более цивилизованным, более нравственным, учитывать психологию человека, его потребности. Эту цель мы должны поставить в центр нашего внимания при обсуждении глобальных экономических, политических, региональных и межрегиональных вопросов.

Представленный вниманию участников форума проект аналитического доклада Совета Федерации касается, прежде всего, вопросов здоровья нации, а также ответственности государственной власти и бизнес-структур за цели и средства в социальном и экономическом развитии. Акценты в проекте этого доклада сделаны таким образом, чтобы здоровье и самочувствие наших граждан выступали критериями развития. Хочу попросить участников форума найти возможность обсудить содержание доклада и высказаться по его основным положениям.

Кроме того, в русле расширения экологической и гуманитарной составляющих программы нашего форума синхронно с ним пройдут: международный гуманитарный конгресс «Построение гражданского общества», международный экологический конгресс «Байкал — мировое наследие», фестиваль молодежи «Молодость и современность», фестиваль искусств «Солнце Байкала», презентация межрегионального общественного движения «Здоровье нации», презентация социально-экономического развития Иркутской области, международная конференция «Байкальский регион и Монголия как составные части мировой индустрии экотуризма».

Эти и другие мероприятия готовились рабочей группой организационного комитета Совета Федерации по подготовке и проведению II Байкальского экономического форума совместно с администрацией Иркутской области, научными институтами, специалистами Минэкономразвития России, Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших гостеприимных хозяев в лице Бориса Александровича Говорина и Сергея Ивановича Шишкина, всех коллег из Иркутска и Москвы за большую и трудную работу по подготовке нашей нынешней встречи и пожелать всем нам плодотворной работы здесь, на мероприятиях форума.

БАЙКАЛЬСКИЙ экономический форум уже второй раз проходит в городе Иркутске, который исторически считается важным торговым и культурным центром на востоке России. По существу это город-музей. В нем сохранилось много старины. Улицы города, многие дома и церкви как срез времени наглядно показывают смену политических и экономических эпох. Одновременно Иркутск является современным крупным промышленным и научным центром. Поэтому он не случайно стал местом проведения Байкальского экономического форума.

Объединяющим символом нашего форума выбрано озеро Байкал — место, в котором природа воплотила самые прекрасные и заветные свои замыслы, где в полную силу проявились ее мощь и уникальное чувство гармонии. Все это дает нам основание считать город Иркутск, все Прибайкалье своеобразной исторической площадкой Сибири и Дальнего Востока. Исторической площадкой, которая начинала закладываться еще в XIX веке в результате неутомимой и чрезвычайно полезной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского.

Именно во многом благодаря мудрой государственной политике Муравьева-Амурского в середине XIX века удалось начать успешное хозяйственное освоение территорий Дальнего Востока. А в 1858 году благодаря дипломатическому искусству генерал-губернатора был подписан исторический Айгунский договор с Китаем, согласно которому определялась граница между двумя государствами. В мае будущего года исполняется 145 лет со дня подписания Айгунского договора, и было бы правильно увековечить заслуги графа Муравьева-Амурского сооружением ему памятника на берегу Байкала. Полагаю, что участникам форума следует поддержать эту инициативу.

В заключение хочу пожелать всем участникам Байкальского форума плодотворной работы, здоровья и счастья. Берите силы у Байкала. Пользуйтесь щедростью сибирской природы, которая не знает границ. Используйте ее в наших благородных целях.

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации