Выступление на Х Юбилейных Панаринских чтениях "Миссия России в современном мире" 26 декабря 2012 года (г. Москва)

26 декабря 2012

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


Для меня большая честь выступать в стенах Московского государственного университета среди людей, которые продолжают великие научные традиции российской гуманитарной мысли.


Тема сегодняшнего обсуждения задана выдающимся философом и политологом Александром Сергеевичем Панариным. Его работы дают ясно понять, что в новейшей истории конкуренция наций приобретает цивилизационное измерение. Конкурируют культуры, ценности, смыслы, модели развития. Для нашей страны   вопрос стоит вполне        конкретно:        может ли цивилизационный потенциал России стать ее конкурентным преимуществом в глобализующемся мире?


Претендовать на статус цивилизации мы можем только благодаря своей истории, культуре, исторической памяти народа и традициям.


Действительно, на протяжении тысячи лет Россия сплачивала народы. Это тот русский путь, русская идея, о которой писали Достоевский, Соловьев и Бердяев. Россия неоднократно спасала ценности братства и справедливости не только для себя, но и для всего человечества.


Востребована ли эта миссия сегодня? Думаю, что да!


Перечень глобальных проблем человечества производит внушительное впечатление. Глобализация — это не только возможности, но и угрозы. На месте разрушенных стен возводятся новые барьеры — между государствами, культурами, людьми и поколениями. Растет социальное неравенство, не снижается угроза терроризма, не складывается диалог различных культур и конфессий, многое другое. Эти проблемы затрагивают всех людей, а значит, и решать их придется совместно.


Речь идет не только о проблемах экономики и финансов, которые доминируют в современном медийном пространстве. Необходимо изменить     саму суть общественных отношений. Освободить современное общество от эгоизма избранных. Создать новую социальную солидарность, новую социальную демократию. И в конечном счете расширить горизонты человеческой свободы.


На просторах России столетиями мирно соседствовали разные народы и основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Думаю, что в немалой степени этому способствовала идея справедливости в народном сознании.


В российской традиции справедливость выступает прежде всего в качестве нравственного  идеала.  Несмотря  на все превратности исторической судьбы России, «жажда справедливости, — как писал Владимир Соловьев, — остается стержнем духовных исканий и стремлений народа» (конец цитаты). Она прочно закреплена в общественном сознании и культуре.


Наш исторический и духовный опыт может лечь в основание новой архитектуры международных отношений, новых стандартов справедливости и нетривиальных моделей развития.


В недавнем Послании Президента впервые прозвучали слова о России как государстве-цивилизации, о ее геополитической востребованности. В проекте    Концепции внешней политики Российской Федерации, разработанной МИДом, речь также идет о роли России как связующем звене между Западом и Востоком.


Миссия России целиком определена ее культурой. Наши гуманитарные идеи и художественные формы, не только становились неотъемлемой частью мирового наследия, но и создавали новые межкультурные коммуникации. И сегодня наша страна сохраняет высокий потенциал духовного и творческого поиска.


Теперь зададим вопрос по-другому: сможет ли Россия реализовать свое предназначение в мировой истории? Мой ответ — да,  но для этого мы должны остановить процессы, разрушающие страну, и вытесняющие ее на периферию мирового развития.


За последние двадцать лет мы многое потеряли, но пока еще мало что приобрели. Иногда даже создается впечатление, что Россия в своем развитии пошла по кругу. За эти двадцать лет нам так и не удалось создать эффективные политические, экономические и социальные институты. Так чему же мы можем научить весь остальной мир?


Остановлюсь всего на двух проблемах: отсутствии солидарности в нашем обществе и недооценке роли российской интеллигенции.


Первое. Только солидарное общество может   создать   по-настоящему сильное государство, способное выполнить свое историческое предназначение.


К сожалению, никакой объединяющей идеи в нашем обществе сегодня нет. Есть другое — немыслимые для любой развитой страны масштабы социального неравенства во всех его формах. Разница в доходах людей составляет просто астрономическую цифру. Причем неравенство начинает обретать наследственный характер.


Очень точно об этом сказал Александр Сергеевич Панарин. Цитирую: «Сегодня под угрозой оказались демографический и социо-культурный потенциал России, что вызвано демонтажем социальных программ. Следовательно, составляющей новой формационной инициативы должна стать социальная идея». (Конец цитаты)


К избыточному социальному неравенству ведет и фактическое неравенство людей перед законом, отсутствие вертикальной мобильности, невозможность сделать карьеру из-за коррупции и кумовства.


Экономические, политические и социальные институты сегодня формируются исключительно по рыночным лекалам. Рыночная стихия сталкивает и ожесточает людей, ставит их по разные стороны баррикад. Но если эти институты не будут отвечать запросу людей на справедливость, то никакого согласия в нашем обществе не будет. И вряд ли мы сможем указать путь к согласию всему остальному миру.


Второе. Совершенно недопустимо нынешнее пренебрежение к гуманитарной интеллигенции и гуманитарным наукам со стороны власти.


Идет настоящее наступление на гуманитарное знание. В частности, сейчас готовится предложение о закрытии целого ряда гуманитарных научно-исследовательских институтов, предложено создать на их основе единый гуманитарный центр со штатом в 100 человек. И это на страну с населением 142 миллиона человек.


Такая экономия средств нам дорого обойдется. Гуманитарные науки — единственный инструмент самопознания и   самосохранения   нации.   Это сфера духовной жизни, которую нельзя потерять, не потеряв себя.


Пренебрежение к гуманитарным наукам в нашей стране связано и с низким финансированием исследований в области истории, культуры, философии, филологии, с крайне низкими зарплатами и мизерными грантами.


Думаю, для всех очевидно, что в стране мало каналов гуманитарного просвещения. Получается, что обществу потребления и экономике «трубы» совершенно не нужны мыслящие и моральные люди. А ведь именно просвещение является тем, что делает человека человеком, придаёт смысл жизни, создаёт основы национальной солидарности и устойчивого развития.


Пресловутое ЕГЭ и тестирование студентов напрямую ведет к формированию дискретного, «клипового» сознания молодого поколения. Отсутствие культуры мышления уже в самое ближайшее время может превратиться в серьезную проблему для страны.


Другими словами, отечественные идеалы просвещения сегодня, как никогда, требуют защиты. Если мы этого не сделаем, нас просто вычеркнут из истории.


Александр Солженицын вполне определенно раскрыл политический смысл культуры: «Если духовные силы нации иссякли, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут ее от смерти. С гнилым дуплом дерево не живет». (Конец цитаты)


Еще об одной острой, но достаточно спорной проблеме хотелось бы сказать. О гражданской позиции гуманитарной интеллигенции.


Гуманитарная интеллигенция России всегда была «неудобным классом» для власти.     Она отличалась особым критическим взглядом и нравственным императивом. Сегодня власть демонстрирует, на мой взгляд, явное пренебрежение к образованному сословию. Ну, а что само сословие? Мы часто говорим об интеллектуалах как о «властителях дум». А какие думы действительно имеют власть над обществом в наши дни? К сожалению, прямо ответить на этот вопрос крайне трудно. Власть и интеллигенция пока не находят форм цивилизованного диалога.


Наша интеллигенция должна активно участвовать в общественных процессах. Искать и находить объединяющие символы, разрабатывать общий язык культурного общения, созидать политическую культуру. Все это крайне необходимо на просторах нашей многонациональной Родины.


Обсуждение общенациональных проблем, поднятых интеллектуалами, не просто самым активным образом влияет на общественное мнение, оно создает само общественное мнение.


Именно гуманитарная интеллигенция играет ведущую роль в формировании культуры мышления, создает мировоззренческие      ориентиры. В отсутствие поддержанных государством просветительских проектов и при явной тенденции к дегуманитаризации российского образования люди отвыкают самостоятельно мыслить. Это означает, что они не смогут самостоятельно действовать, чувствовать личную ответственность за все, что происходит в стране, за судьбу России.


Хочется надеяться, что гуманитарная интеллигенция в этот переломный момент мировой и российской истории окажется на высоте задач, стоящих перед страной, и поможет нашему обществу обрести видение будущего.


Дорогие друзья, искренне хочу пожелать вам успехов. Я с большим интересом и вниманием ознакомлюсь с выступлениями и дискуссиями «Панаринских чтений».


Спасибо за внимание.