Выступление на II Всероссийском съезде общественных объединений ветеранов Вооруженных Сил, правоохранительных органов, служб государственной безопасности и подразделений специального назначения 25 октября 2011 года (г. Москва)

25 октября 2011

Уважаемые товарищи, друзья!


В современных условиях полную и безусловную гарантию безопасности нашей страны могут дать только высокоэффективные Вооруженные Силы, отвечающие требованиям ХХI  века и соответствующие статусу великой державы.


Благодаря ядерному щиту, России не угрожает внешняя широкомасштабная агрессия.  Однако сегодня многократно возросла вероятность втягивания нашей страны в локальные конфликты. Особую опасность представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве агрессивного национализма и религиозной нетерпимости.


За последние 20 лет российские миротворческие силы были задействованы практически во всех горячих точках СНГ и Юго-Восточной Европы: в Боснии и Герцеговине, в Косово, Приднестровье, Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. Россия взяла на себя колоссальную работу по минимизации катастрофических последствий распада СССР. Эту работу можно считать выполненной. Но возникают все новые и новые очаги конфликтов.  


В частности, за последнее время военная сила неоднократно применялась без санкции ООН, как это было в отношении Сербии, или с превышением полномочий, как только что – в  случае с Ливией.


НАТО подошло к границам России, как со стороны Европы, так и со стороны Центральной Азии. Дальше отступать некуда.


Реальность такова, что так называемая «перезагрузка отношений» – это либо топтание на одном месте, либо требование уступок лишь одной стороны, сами понимаете – какой. Причем для НАТО нет таких уступок, которые были бы достаточными, кроме полной и безусловной капитуляции «партнера». Это надо понимать. 


Поэтому нам нужна сильная армия, имеющая современное вооружение, сбалансированный личный состав и надежную систему управления.


Модернизация Вооруженных Сил России идет четыре года. Но, к сожалению, то, что сегодня происходит в армии, малопонятно обществу. Министерство обороны расписалось в своем полном неумении или нежелании вести постоянный диалог с обществом. Вопросов остается больше, чем получено ответов.


Как показывает опыт других стран, на осуществление полноценной военной реформы уходит от 15 до 20 лет. Но для того, чтобы по окончанию этого срока мы увидели новую армию, а не руины былого величия, надо, чтобы все этапы военной реформы находились под строгим гражданским контролем.


Несколько слов о создании  новых образцов вооружений. Работа над ними идет рывками. По данным Счетной палаты, выполнение государственного оборонного заказа за 2009 год составило только 50%. В 2010 году оборонный  заказ был выполнен на 70%. Ситуация удручающая. После реакции Президента был уволен ряд руководителей оборонных предприятий промышленности.


Но проблема не только и не столько в руководстве. Дело в том, что закон о бюджете принимается в ноябре-декабре, конкурсы на поставку вооружений — не раньше мая, а финансирование начинает поступать в июне-июле. И до конца года выделяемые деньги надо освоить. Так работать оборонка не может!  


На программу перевооружения армии до 2020 года Правительство планирует выделить  23 трлн рублей. Сумеет ли российская оборонка освоить такие средства? И дойдут ли эти средства до нее в полном объеме, если, по данным Главного военного прокурора, только в государственном оборонном заказе расхищается практически каждый пятый рубль. Один этот факт свидетельствует о том, что борьба с коррупцией, о которой мы слышим чуть ли не на каждом шагу, ведется бессистемно и неэффективно.


Другой неотъемлемой стороной военной реформы является решение вопросов  социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.


Вы знаете, что в прошлую пятницу Государственная Дума приняла закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в соответствие с которым будут внесены  изменения в законодательство, регулирующее военные пенсии.


Конечно, эти изменения в законодательстве не решат все социальные проблемы военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. Но их надо было принимать. Лучше это, чем – ничего. Действующий закон о военных пенсиях был принят еще в 1993 году в условиях пустой казны, неработающей промышленности, разваленного сельского хозяйства и отсутствия стабильности. Все известные вам президентские доплаты к денежному довольствию и военным пенсиям ситуацию к лучшему не изменили. Подбрасывать к военным окладам и пенсиям пару сотен рублей, как это было до сих пор, – недостойно.


За неимением времени не буду детально разбирать этот закон. Отмечу только его  главный недостаток. Он заключается в том, что закон принят не под идею или концепцию, а под выделенную Минфином сумму денег, которую надо было раскидать на все и на всех.


Мы часто слышим сетование на нехватку бюджетных средств. При этом почти ничего не делается для предотвращения их хищения. А это, по признанию самих руководителей государства, составляет десятки и сотни миллиардов рублей.


Ничего не делается и для поиска новых источников бюджетных поступлений. В Предвыборной программе партии мы перечислили лишь несколько таких источников – и у нас получился почти второй бюджет!


Всего лишь один пример. Пенсионный фонд не поскупился и возвел для себя роскошные особняки в Ульяновске, Казани, Уфе, Барнауле, Рязани, Смоленске, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах, причем каждая такая стройка сопровождалась щедрыми откатами. В общей сложности Пенсионный фонд потратил на себя 344 млрд рублей. Это примерно столько же, сколько будет стоить бюджету реформирование денежного довольствия всей армии в 2012 году.


Таким образом, проблема денежного довольствия и военных пенсий не решена! Социальная защищенность военнослужащих в целом намного хуже, чем гражданских чиновников. Это свидетельствует о полном непонимании того, что представляет собой труд офицера, полный опасностей, риска, тягостей, лишений и тревог.


У государства есть конкретные обязательства перед армией, и оно должно их выполнять, несмотря ни на какие финансовые трудности! Это наша принципиальная позиция.


Что предлагает наша партия.


Первое.  Месячное денежное довольствие военнослужащих должно превышать среднюю заработную плату по стране не менее чем на 75%. Эта цифра взята не с потолка. Она отражает общемировую практику, понимание того, что такое армия для страны, что такое ратный труд. Военнослужащий – не средненький чиновник. Военная служба – это особый вид государственной службы и должен достойно материально обеспечиваться.


Второе.  Оклад по воинской должности и званию должен составлять не менее 80% денежного довольствия. Усложнять структуру денежного довольствия – в корне неверно. Офицер должен служить, а не выгадывать. Кроме того, назначение надбавок сегодня нередко имеет исключительно субъективный характер, что резко ухудшает взаимоотношения в армейских коллективах.


Третье. Необходимо восстановить федеральный статус ветеранов военной службы и обеспечить в полном объеме все соответствующие этому статусу  социальные права и гарантии.


В настоящее время статус ветерана военной службы фактически снижен до регионального уровня. Ветеранов военной службы приравняли к ветеранам труда и определили их в категорию льготников субъекта Федерации. Многие считают, что звание «ветеран военной службы» вообще потеряло смысл. Один из знакомых мне ветеранов сказал, что его, цитирую, «списали в забытый полк». 


Четвертое. Более 130 тыс. военнослужащих все еще не обеспечено жильем. Выдаваемые Министерством обороны жилищные сертификаты дают возможность приобрести жилье только с низкими потребительскими качествами и исключительно в отдаленных населенных пунктах.


Необходимо ввести обязательное индексирование стоимости государственных жилищных сертификатов в соответствии с рыночной конъюнктурой. Поставить механизм распределения жилья под контроль ветеранских и общественных организаций военнослужащих запаса.


Семьи военных должны быть предметом особой заботы государства. Это тыл армии. Нельзя забывать о людях, которые делят нелегкие будни военной службы вместе с мужьями и отцами.


Пятое. Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ будет добиваться повышения пенсий вдов военнослужащих до уровня не менее 75% от размера пенсии мужей.


В настоящее время размер пенсии вдов военнослужащих составляет 30% от получаемой пенсии умершего мужа, тогда как гражданские получают 50%.


Шестое. Мы предлагаемсоздать специальное государственное агентство по социальной защите ветеранов военной службы, которое примет на себя функции трудоустройства военных пенсионеров.


И последнее, седьмое. Надо ввести уголовное наказание за нарушения законодательства в сфере пенсионного обеспечения бывших военнослужащих. Права военных пенсионеров постоянно нарушаются, и им приходится все чаще обращаться в суд. Надо не только восстанавливать справедливость,  но и наказывать нерадивых чиновников.


*   *   *


В заключение хочу сказать, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ имеет богатый опыт работы с гражданским обществом. Партия поддерживает все разумные гражданские инициативы. Практически все законопроекты, которые мы продвигаем, являются результатом совместной работы наших фракций (в органах представительной власти) и общественных организаций.


Мы сделаем все, чтобы государство выполнило все свои обязательства перед армией! Но нам нужна ваша помощь. Статус ветерана военной службы имеют более 2,5 млн человек. В стране почти 8 тыс. ветеранских организаций. Это огромная сила. Необходимо действовать вместе, сплоченно, чтобы в корне изменить отношение государства и общества к проблемам армии и военным пенсионерам.


В новейшей истории России офицерский корпус всегда был опорой российской государственности. Для него слова «Долг», «Честь» и «Родина» не пустой звук! На знаменах СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ написаны те же слова. Вместе – мы победим!