Выступление на IV Съезде партии "Справедливая Россия" 25 июня 2009 года (г.Москва)

25 июня 2009

Уважаемые товарищи, соратники, друзья!


Главная задача Съезда – принятие Программы партии


Сегодня нам предстоит принять Программу партии. Проект Программы более года обсуждался нашими региональными и местными отделениями, общественными организациями, сторонниками партии.


Программа партии – это коллективный труд в полном смысле слова.


Как вы помните, на прошлом Съезде была поставлена задача расширить идеологическую часть Программы, дать более ясное понимание нового социализма. Это сделано. Мы четко определили партийную идеологию и ее принципиальные отличия от идейных воззрений других партий. В этой работе участвовало большое число российских ученых, интеллектуалов, общественных деятелей.


Этот год по праву можно назвать годом идеологического становления партии.


Программа партии построена на базовых ценностях современного социалистического мировоззрения. Это тщательно продуманный и абсолютно реальный проект последовательного, эволюционного  строительства справедливого, свободного и солидарного общества, в котором интересы людей – на первом месте.


Нами обобщены новейшие исследования проблем развития социального государства, социальной демократии, теории и практики международных актуальных левых и социал-демократических движений.


Вместе с тем наше понимание нового социализма основано на историческом опыте России, в том числе и на советском опыте. 


Мы убеждены, что стремление к справедливости прочно укоренилось в национальном самосознании россиян, в системе ценностей, передаваемых из поколения в поколение через культуру, традиции, историческую память. Отказ от советского социализма – это, прежде всего, отказ от утопии. Ушли в небытие командная экономика, административный рынок, гипертрофия государственной собственности, уравнительное распределение, однопартийная политическая система, принудительная идеология, страх перед великими вождями.


Новая модель социализма учитывает и достижения политической культуры мирового социалистического движения.


В проекте Программы мы поставили перед собой задачу завершить процесс вступления партии в Социалистический Интернационал. Летом прошлого года партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» стала членом этой авторитетной международной организации. И сегодня на нашем Съезде впервые присутствует Генеральный Секретарь Социнтерна Луис Айала.


Мы приветствуем наших товарищей и единомышленников – членов Социнтерна!


В Программе даны все основные характеристики нового социализма. Главное – это понять, что новый социализм не абстрактный проект, а актуальная повестка дня. Поэтому наша Программа, с одной стороны, предельно конкретна, а с другой – рассчитана на перспективу.  


Партия в политической системе страны


Работа над Программой партии проходила в условиях серьезных перемен в политической жизни страны. В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев предложил ряд важных политических инициатив. За истекшее время инициативы главы государства стали законами.


Наша партия поддержала эти законы. В том числе новую процедуру формирования Совета Федерации, повышение ответственности исполнительной власти перед властью законодательной, ежегодный отчет правительства перед парламентом, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также расширение общественной экспертизы законопроектов, касающихся гражданских свобод. 


Мы поддержали усиление контрольных функций депутатов местного самоуправления. Мэра, преступившего закон, теперь могут отстранить от должности две трети депутатов муниципального представительного органа.


Мы долго настаивали на отмене денежного залога на выборах всех уровней и снижении необходимого числа подписей при выдвижении списков кандидатов. Теперь – это нормы действующего законодательства. Кроме того, партии, не     преодолевшие на выборах 7-процентный барьер, получили возможность побороться за одно-два места в Госдуме.


В нашей Программе развитию политической системы страны посвящено два раздела: «Качество власти» и «Культура многопартийности». 


Как вы знаете, наша борьба за многопартийность началась не сегодня. Сложившаяся в последние годы политическая система, основанная на доминировании одной крупной силы, которая именует себя «партией власти», все больше пробуксовывает.


Убежден, политическая сила, насаждающая монополизм власти, не имеет будущего. Она или проиграет выборы, или ей придется раз за разом отступать от принципов свободы и демократии. 


Мы видим, как в партии «Единая Россия» уже возникают трения между руководством и начальниками на местах. Но это внутреннее дело этой партии. Проблема в другом. Часть «единороссовской» политической элиты ностальгирует по печально известной 6-ой статье советской Конституции, которая позволяла принимать судьбоносные для страны решения кулуарно, в тиши высоких кабинетов. Отзвуки этой ностальгии проявляются в демонстративно высокомерном отношении парламентского большинства к законодательным инициативам оппонентов, в нежелании на равных вести дискуссии по актуальным вопросам, в нетерпимости к чужой точке зрения.


Это что же получается? Решив, что население, что называется, «не тянет» демократию, «партия власти»  зовет нас назад в прошлое?


Еще раз хочу подчеркнуть: одним партийным зонтом накрыть такую огромную страну, как Россия, и сохранить при этом демократические завоевания – невозможно. Административный ресурс должен работать не на «убедительную» победу «Единой России» на выборах, а на развитие политической состязательности, а значит, политической культуры общества. Только тогда можно будет говорить о качестве власти.


Либералы из «Единой России» представили недавно целый доклад о перспективах развития политической системы в стране. И что же они предлагают? Цитирую: «Было бы честнее и реалистичнее сказать, что демократизация политической системы России в ближайшее время не может стать приоритетом. Приоритет сейчас в эффективности управления». Им, похоже, и в голову не приходит, что демократические процессы и эффективность могут быть тесно связаны между собой. Если человек не чувствует свою причастность к делам государства, не имеет возможности влиять на власть – он не будет работать эффективно. Какие бы модели управления к нему ни применяли.


Можно, даже нужно составлять списки кадрового резерва. Однако если мы реально заботимся о качестве управления, то обойти политическую конкуренцию невозможно. В противном случае получаются списки «своих» людей, процветает землячество и кумовство.  


Возвращаюсь к нашей Программе. На ее основе мы разработали ряд дополнительных предложений по развитию политической системы страны. Они были представлены Президенту во время встречи с партийным активом.


Эти предложения состоят в следующем:


Первое. В перспективе понизить проходной барьер для партий, участвующих в выборах, до 5%. Это позволит учесть все основные группы интересов и голоса тех слоев населения, которые не имеют своего представительства.


Еще одним шагом в этом направлении должна быть полная отмена подписей при выдвижении списков кандидатов.


Второе. Мы предлагаем запретить досрочное голосование. Практика показала, что самое большое количество нарушений происходит именно во время его проведения. В этом году на некоторых избирательных участках количество досрочно проголосовавших достигало 15-20%. А, к примеру, на выборах депутатов муниципального образования Внуково города Москвы досрочно проголосовало около 50% избирателей из числа проголосовавших. Сами понимаете, кто там победил.


Третье. По поводу введения нового института «Удаление главы муниципального образования». Мы считаем, что нужна поправка: голосование по вопросу об удалении главы муниципального образования должно быть тайным. Такая процедура даст более объективный результат.


Четвертое. Мы настаиваем на активизации информационной политики, способствующей открытости власти. Бюджеты всех уровней должны быть открыты, причем постатейно, доступны на сайтах в Интернете, чтобы люди видели, на что расходуются собранные налоги. 


Пока развитие электронных ресурсов представительных и исполнительных органов власти идет крайне вяло, особенно в регионах и муниципальных образованиях. По показателю «электронного участия» граждан в  жизни государства Россия, к сожалению, до сих пор на  98-ом  месте.


Пятое. Мы требуем повысить ответственность региональной и местной власти за нарушения избирательного законодательства. Местная бюрократия боится политической конкуренции как огня. Все, кто прошел горнило выборов, испытали это на себе. На последних мартовских выборах давление на нашу партию со стороны местных администраций было по-прежнему сильным. Например, на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге в марте этого года многих наших кандидатов под надуманными, абсурдными предлогами снимали с выборов. Но мы уже научились бороться с административным произволом, вплоть до заведения уголовных дел. 


Наш ответ на кризис


Обсуждение Программы совпало с началом мирового финансового кризиса, который, к сожалению, не обошел и Россию.


Возникло много проблем, которые надо было решать в срочном порядке.


Но одновременно мы убедились в том, что в проект Программы была заложена крепкая методологическая основа, давшая нам возможность оперативно разработать антикризисные меры. 


Наши предложения были опубликованы за три месяца до обнародования антикризисной программы Правительства.


Мы четко заявили, что нынешний кризис – в первую очередь кризис социальный и лишь затем экономический и финансовый. Главная проблема, которую надо решать незамедлительно, – преодоление социального неравенства во всех его формах.


Именно социальное неравенство стало основным препятствием на пути к справедливому обществу!


Актуальность такой позиции подтвердил прошедший вчера III Международный социалистический форум.


При обсуждении антикризисного плана Правительства в Государственной Думе наша фракция не согласилась с предложенными мерами по поддержке банков, которые решали проблемы самих банков, а не проблемы реального сектора экономики. Мы предупреждали, что банки и компании, предвидя возможность второй волны кризиса, будут пытаться выводить свои активы за рубеж. Так и получилось.


Мы подчеркивали половинчатость государственной налоговой политики.   Предпринятое снижение налога на прибыль – не лучший вид налоговых послаблений, тем более в условиях кризиса, когда прибыль падает. Наше предложение – временно снизить НДС до 10% и предоставить налоговые каникулы малому бизнесу. Налоговая система должна быть инструментом экономической политики, а не просто источником бюджетных доходов. Это четко прописано   в нашей   Программе. 


В период с 3 марта по июнь этого года наши депутаты провели более 150 встреч с трудовыми коллективами в 29 субъектах Федерации, в том числе на таких крупных предприятиях, как «Волгоградский моторный завод», «Липецкий завод «Центролит», «Воркутауголь», Вологодский завод Транс-Альфа, акционерное общество «Аммофос» – Вологодская область, «Новоросцемент» – Краснодарский край, «Якутскэнерго», «Сибирская Аграрная Группа» – Томская область, «Алтайский шинный комбинат».


Особо значительный вклад в эту работу внесли Председатели Советов региональных отделений – в Липецкой области Лариса Ксенофонтова, в Томской – Галина Немцева. Секретарь Бюро Совета регионального отделения в Камчатском крае Валентина Рафикова. Депутаты нашей фракции в Государственной Думе Николай  Левичев, Олег Шеин, Александр Бурков, Елена Вторыгина, Светлана Горячева, Иван Грачев, Анатолий Грешневиков, Елена Драпеко, Михаил Емельянов, Кира Лукьянова, Олег Михеев, Александр Терентьев, Федот Тумусов, Александр Четвериков.


Кроме того, как вы знаете, наша партия разработала Хартию социальной солидарности, закрепляющую взаимные обязательства всех уровней власти, институтов гражданского общества и предпринимательских кругов по реализации антикризисных мер.


Широкую поддержку эта инициатива получила в Алтайском крае, Волгоградской, Липецкой, Томской и Ростовской областях, Республике Саха – Якутия, Краснодарском крае. 29 апреля состоялось публичное подписание Хартии социальной солидарности в Свердловской области. В нем участвовали руководители промышленных, металлургических, страховых компаний, независимые профсоюзы и общественные организации.


События в Пикалево показали, что подобное закрепление ответственности могло бы предупредить развитие событий по худшему сценарию, когда на кону судьбы тысяч людей.


К сожалению, многие чиновники на местах по-прежнему не только не готовы брать на себя ответственность, но боятся даже открытого разговора с людьми. В этот «кризисный» Первомай нам пришлось столкнуться с массой препятствий при проведении демонстраций. В Курске колонну партии на демонстрацию просто не пустили. В Кургане нашим партийцам не разрешили участвовать в общегородском митинге якобы потому, что они не являются членами профсоюза. В городе Бикин Хабаровского края разрешенный пикет «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» проходил буквально под наблюдением местной прокуратуры. Видимо, больше заняться ей нечем!  


Как обсуждался проект Программы 


Теперь о том, как обсуждался проект Программы.


В регионах проходила открытая общественно-политическая дискуссия по проекту Программы. Проведены 18 конференций региональных и 264 конференции местных отделений партии. 


Проект Программы распространялся через общественные приемные региональных отделений, нашими депутатами, а также через городские и сельские библиотеки.


Несмотря на известные административные трудности, 19 руководителям региональных отделений удалось представить Программу партии на телеканалах. 30 региональных отделений использовали для презентации интернет-ресурсы.


Наиболее интересные предложения в Программу поступили от региональных отделений Республик Саха-Якутия, Удмуртия, Вологодской, Новосибирской и Ярославской областей.


Кроме того, мы получили более трех тысяч писем от наших избирателей, содержащих мнения, предложения и конструктивную критику проекта Программы. 


Эти письма свидетельствовали, что Программа отразила все болевые точки нашей жизни. Люди писали нам о несправедливости пенсионной системы, о фактической платности медицины, об угрозе гибели культуры, о проблемах села, о коррупции, о том, как сделать нашу неповоротливую бюрократическую машину более эффективной. 


Писали по-разному, но в каждом письме чувствовалось неравнодушие к происходящему в стране, активная гражданская позиция, желание быть услышанным.


Фронтовик Василий Дмитриевич Кононыхин из Ростова-на-Дону пишет: «Ознакомился я с проектом Программы и полностью поддерживаю ее идеи: социалистический выбор России. Мы фронтовики, чудом оставшиеся в живых, рады, что есть вы, и правильно понимаете, за что мы рисковали жизнью. Спасибо, что не забываете нас – фронтовиков, так как они уходят с надеждой на лучшую жизнь».


Такие слова – дорогого стоят! Мы оправдаем надежды наших ветеранов!


У нас не было возможности включить все предложения в итоговый текст Программы. От чего-то пришлось отказаться. Однако весь полученный материал уже систематизирован и будет использован при разработке других документов партии.


Большую помощь в разработке теоретической части Программы оказали материалы, присланные доктором экономических наук Аркадием Мартыновым, членом нашей партии из Орловской области Борисом Фоминым, нашей активной сторонницей из Москвы Валерией Рафаенко, Борисом Кондаковым из Ижевска и многими другими. 


Ряд научных конференций по программным вопросам социальной и международной политики провел Институт «Справедливый мир».


В обсуждении Программы партии приняли участие и общественные организации – наши давние и надежные партнеры: «Союз сторонников «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», «Российские пенсионеры за справедливость», «Российский земельный Союз», Национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России», Общероссийское общественное движение «Российский союз за здоровое развитие детей», Всероссийская общественная организация инвалидов «Чернобылец» и другие. 


Позвольте от всех нас выразить искреннюю благодарность всем нашим активным сторонникам!


Обращаю ваше внимание на то, что ряд положений проекта Программы в течение этого года уже был реализован. Правительство услышало нас. Без ложной скромности скажу, что это заслуга нашего депутатского корпуса, нашего актива.


Позволю себе перечислить эти положения.


Первое. В проекте Программы мы предложили воссоздать Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.


В декабре 2008 года Президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании такого Совета.


Второе. Мы требовали включить в трудовой стаж уход за ребенком и периоды проживания жен военнослужащих в удаленных гарнизонах. В июле 2008 года это было сделано. 


В окончательной редакции Программы мы оставили наши требования о включении в трудовой стаж учебу в техникуме, вузе, аспирантуре и докторантуре. По этому поводу идет буквально вал писем. Этот пункт Программы особенно актуален сейчас в связи с тем, что планируются очередные нововведения в пенсионное законодательство, согласно которым трудовой стаж станет основным фактором, определяющим размер пенсии. Может получиться так, что высококвалифицированные работники, которые долго учились, окажутся в худшем положении по сравнению с работниками с более низкой квалификацией. 


Третье. Реализовано наше предложение предоставить военным пенсионерам право получать вторую (трудовую) пенсию за трудовую деятельность в запасе или отставке. Соответствующий закон был принят в июле 2008 года. Закон распространяется на тех, кто отработал на гражданской специальности не менее пяти лет.


Здесь я вынужден сделать небольшое отступление. Несмотря на последние инициативы Правительства в области пенсионного законодательства, мы сохранили все основные положения в разделе Программы «Солидарность поколений». Проблема пенсионного обеспечения остается очень острой. К нам по-прежнему приходят многочисленные письма от пенсионеров. Зачитаю только одно из них. Нина Владимировна Коренева из Новочеркасска Ростовской области пишет: «Пожалуйста, помогите старикам дожить свою жизнь достойно. Мы будем за вас молиться. Чтобы вы никогда не испытали то, что мы сейчас испытываем: унижение, нищету и безразличие к нам. А ведь мы были заслуженные труженики России, а теперь – хлам. Мы надеемся, что вы нас услышите». 


Мы считаем – и это отражено в Программе – что пенсионная система должна быть коренным образом изменена!


Нужен новый Пенсионный кодекс, основанный на солидарной системе пенсионного обеспечения. Солидарной, а не страховой. Наша цель — увеличить расходы государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5% до 10% ВВП. Средняя трудовая пенсия в перспективе должна составлять не менее 65% от прежнего заработка.


Это наша принципиальная позиция, и мы не отступим!


Возвращаюсь к тому, что уже удалось реализовать.


Четвертое.  В рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется наше предложение обеспечить бесплатный доступ к интернету учащимся школ, средних и высших учебных заведений.


Пятое.   Мы предлагали расширить полномочия Федерального Собрания РФ по контролю над деятельностью Правительства, включая проведение действенных парламентских расследований финансовых расходов и качества управления государственных служб и предприятий. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В конце прошлого года был принят закон, согласно которому Государственная Дума имеет право реализовать   контрольные полномочия в отношении Правительства.


Шестое. В декабре 2008 года Президент России подписал пакет антикоррупционных законов, который мы поддержали. Однако мы сохранили в своей Программе требование принять антикоррупционный закон прямого действия, который был бы максимально конкретным, содержащим минимум отсылочных норм. Мы настаиваем на таком законе, поскольку принятых законодательных мер недостаточно. Например, законодательно необеспечен контроль над крупными расходами, их соответствием законным источникам дохода. А без этого бороться с коррупцией невозможно.


Вот одно из писем нашей избирательницы из Свердловской области Раисы Константиновны Иваницкой: «На местах главы администрации вписывают себя и своих замов в комиссию по противодействию коррупции. Что они сами с собой будут бороться?» 


Какой позор, что в сознании людей между чиновниками и коррупцией стоит знак равенства!


Ко мне обратилась группа жителей города Воркуты, которым полагается безвозмездная субсидия на жилье. Однако администрация города согласилась выделить субсидию только при условии заключения ими договора о долевом участии в строительстве с некоей московской фирмой. При этом сначала брали согласие заключить такой договор, а потом предлагалось написать заявление о предоставлении субсидии. Наши депутаты   должны разбираться с каждым таким случаем.


Седьмое. Наша партия настойчиво боролась за справедливый доступ к средствам массовой информации и, прежде всего, к телевидению. В конце апреля этого года, наконец, принят Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Сейчас вопрос в другом – надо научиться использовать появившиеся возможности.


В Законе есть разделы, касающиеся региональных телепрограмм и радиопрограмм. Но что толку, если во многих наших региональных отделениях отсутствует регулярная политическая работа! Даже на наш партийный сайт новости из регионов поступают от случая к случаю.  


О чем же мы будем говорить на телеканалах?


И почти последнее.  Речь идет о проблеме жилья. В нашей Программе поставлена задача «создать правовые, экономические и организационные условия для массового строительства социального жилья и жилищного фонда некоммерческого использования». Это масштабная задача, предложения по решению которой на законодательном уровне есть только у нашей партии. Мы неоднократно поднимали этот вопрос в Государственной Думе, на встречах с Президентом и Председателем Правительства. Верю, соответствующий закон будет, наконец, принят.   Но это, как говориться, только начало.


Думаю, что раздел нашей программы «Жилье» в самое ближайшее время вызовет бурную общественную дискуссию. Будьте к ней готовы. Наша корреспонденция по жилью – вторая по числу присланных писем (после пенсий).


Я уже в начале своего доклада говорил о политических инициативах Президента, в которых учтены многие положения проекта нашей Программы. 


О новом разделе Программы


В нашей Программе появился новый раздел «Международная деятельность партии». Несколько слов об этом.


Мы активно работаем в двух важнейших структурах Социнтерна: в Комиссии по устойчивому развитию мирового сообщества и в Комиссии по глобальным финансовым вопросам. Первая комиссия сейчас готовит предложения к сессии Генеральной Ассамблеи ООН, вторая – предложения по реформированию мировой финансовой и экономической системы. В обе эти комиссии входят представители нашей партии, что позволяет нам информировать мировую общественность о позиции России по всем важнейшим вопросам мировой экономики и политики.


Мы также будем работать в постоянных комитетах Социнтерна – по    разоружению, экономической политике, социальной сплоченности, странам СНГ и Латинской Америки.


Большое значение мы придаем сотрудничеству нашей партии с Партией европейских социалистов. 


Сегодня отношения Евросоюза и России складываются непросто. Поэтому мы создали совместную рабочую группу нашей фракции и фракции Партии европейских социалистов в Европарламенте, чтобы оперативно реагировать на события в мире. Надеюсь, с новым составом Европарламента это сотрудничество будет продолжено.


В мае этого года в Государственной Думе прошла представительная международная конференция, организованная нашей фракцией и группой социалистов в Европарламенте, посвященная важной теме – укреплению роли представительных институтов власти.


Развиваются наши связи с компартиями Китая, Вьетнама и Кубы, социалистическими партиями латиноамериканского континента.


Мы наладили постоянный диалог с социалистами и социал-демократами на пространстве СНГ.


Хочу еще раз подчеркнуть, что в нынешних условиях международная деятельность партии и ее депутатской фракции приобретает особенно важное значение. И дело здесь не только в интернациональном характере мирового социалистического движения. В условиях глобального финансового кризиса, который переживает вся планета и который, как теперь очевидно, стал следствием неолиберального подхода к развитию экономики и социальной сферы, крайне важно сообща выработать социалистическую альтернативу неолиберальному курсу. Отступать от решения этой задачи мы не станем!


Солидарность социалистов – важнейшее условие устойчивого социального развития всего мирового сообщества!


И в заключение по Программе. Считаю, что Программа ясно и четко отражает идеологию партии, ее позицию по общеполитическим и общеэкономическим вопросам, а также конкретные задачи, которые нам предстоит решать в ближайшее время. 


Об организационных вопросах


Перехожу к организационным вопросам.


Внесено несколько технических изменений в Устав Партии (о чем доложит Съезду председатель рабочей группы Александр Подлесов). Устав теперь будет более удобным для работы.


Мы уже несколько раз откладывали вопрос о сокращении названия партии, об отказе от уточняющих слов: «Родина», «Пенсионеры», «Жизнь». Бренд «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» прочно закрепился в общественном сознании, в СМИ, в нашей среде. Внесенные поправки в Устав это учитывают.


Теперь кратко о партийном строительстве.


Следует сказать, что у нас неплохо обстоят дела с развитием сети местных отделений. Они работают уже в большинстве (88%) муниципальных районов и городских округов. В 30 субъектах Российской Федерации сетью местных отделений охвачены все муниципальные районы и городские округа. Процесс развития продолжается – на каждом заседании Бюро Президиума Центрального совета мы утверждаем решения Советов региональных отделений о создании местных отделений.


Практически завершается формирование 100% сети наших местных отделений в таких крупных субъектах Федерации, как Москва, Московская область, Ростовская область. Вместе с тем в некоторых регионах не добились даже 50% охвата районных и городских муниципальных образований. Это Республика Тыва, Новгородская, Сахалинская, Свердловская, Омская области, Камчатский край.


Пора браться за создание широкой сети первичных организаций. На деле именно «первичка» является самым прочным связующим звеном между Партией и населением.


У нас создано более 11 тысяч первичных отделений, из них около 3 тысяч — за период после III съезда. Это вроде бы значимые показатели, но все-таки они не могут нас устраивать, поскольку сетью первичных организаций охвачено пока менее половины от общего количества городских и сельских поселений.


Наиболее активно работа по созданию «первичек» ведется в региональных отделениях Республики Бурятия, Республики Татарстан, Алтайском и Пермском краях, Московской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областях.


До сих пор нет ни одной первичной организации в Амурской и Оренбургской областях, в Республике Тыва.


Самая оптимальная структура первичных отделений – это  «первички», созданные и работающие на территории конкретных избирательных участков. Надо идти по возможности именно этим путем.


Не могу не сказать об общем для всех наших региональных, местных и первичных отделений недостатке: недооценке значения местных выборов.


К примеру, на мартовских выборах этого года мы приняли участие лишь в 11% кампаний на уровне муниципальных районов и городских округов. А при выборах органов местного самоуправления городских и сельских поселений – и того меньше.


Это положение дел надо решительно менять! Движение левых партий к власти всегда начиналось снизу, с местных, муниципальных и региональных выборов. Другого пути к победе нет!


Доверие людей – наш главный партийный ресурс! И завоевывать его надо каждый день!


Партия должна придти к следующим федеральным выборам с максимально развитой структурой, с политически отмобилизованной и закаленной на местных выборах командой.


О развитии интернет-ресурсов партии


Интернет-ресурсы партии за последний год стали более содержательными и востребованными. Созданный относительно недавно информационно-дискуссионный портал «Справедливо-онлайн» стал важным источником информации не только для наших региональных и местных отделений, но и для населения. Там регулярно публикуются аналитические статьи, интервью, в том числе в аудио и видео формате. Были организованы интернет-дебаты, проведена обучающая видеоконференция.


Этот сетевой ресурс современен, понятен и удобен для пользователей.


А вот ситуация с сайтами региональных отделений улучшается крайне медленно. Из 79 созданных сайтов региональных отделений партии удовлетворительно работают только 50. 


Хочу подчеркнуть: значение интернет-технологий в конкурентной политической борьбе будет стремительно возрастать. Сошлюсь на зарубежный опыт. По данным опросов, 75% американских избирателей делают свой выбор на основе информации, полученной из интернета.


Российский интернет также живет бурной политической жизнью. Нет ни одного хоть сколько-нибудь значимого политического события, которое не стало бы предметом всестороннего обсуждения в интернет-сообществе. По прогнозам, в 2009 году в России количество интернет-пользователей вырастет на 34% и составит 63 миллиона человек. Поэтому так важны устойчивые контакты с интернет-аудиторией.


В ближайшее время региональные сайты будут преобразованы в «филиалы» федерального сайта партии. Так мы свяжем наше партийное информационное пространство в одно целое и обеспечим единство информационной политики.


Многие региональные отделения ссылаются на отсутствие аудитории. Эти отговорки неприемлемы. Надо завоевывать аудиторию, делать сайты интересными, актуальными, содержательными. Это нам вполне по силам. Будет качественный продукт – возникнет и спрос на него.


Настоящую обратную связь можно получить в блогах. Я смог убедиться в этом на собственном опыте, ведя страничку в Живом журнале. Каждый день мне приходят сотни писем и комментариев, вопросов и ответов. Люди хотят обсуждать и сообща искать выход из навалившихся на страну проблем.


Никогда не надо забывать главную цель развития партийных электронных ресурсов. Интернет превратился в мощную и самую оперативную форму общения людей. Свободный обмен информацией – это мощное средство самоорганизации граждан, существенный шаг к гражданскому обществу. 


Партия и гражданское общество


На Конгрессе депутатов нашей партии, который состоялся вчера, многие выступающие говорили о том, что развитие институтов гражданского общества – это политическая задача именно «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ».


Мы должны поддержать рост гражданской активности. Отсутствие эффективного взаимодействия власти и организаций третьего сектора порождает недоверие к государственным институтам. И деятельность Общественной палаты сама по себе не может кардинально изменить ситуацию.


Слабость диалога между властью и обществом – это путь в хаос «цветных революций» и перманентного кризиса. Такое развитие событий для всех нас неприемлемо! Но предотвращать его можно по-разному.


До недавнего времени, чтобы пресечь такую практику, шли по пути ужесточения законодательства в отношении НКО, их более жесткого административного контроля. А надо делать наоборот! Развивать все формы общественного участия граждан!


Нужно не сужать публичное поле деятельности общественных организаций, а либерализовать законодательство об НКО, заинтересовать предпринимательские круги в финансовой поддержке их инициатив. Тогда опасность манипуляций третьим сектором извне будет преодолена.


Преодоление гражданской пассивности людей – важнейшая задача! Большинство наших граждан считает, что все решается келейно, за них, без них, без учета их мнения. Поэтому они не хотят участвовать в жизни своего города, района, поселка. Не видят смысла.


Вот письмо члена нашей партии Михаила Анатольевича Конченко, Тульская область:


«Простой маленький человек, его быт и повседневные нужды, в основном, так и остаются вне поля зрения власть предержащих. За эти годы так и не появилось ни гражданских структур, ни политической силы, напрямую соединяющую власть и народ. Наша партия должна взвалить на себя это нелегкое бремя и стать связующей нитью между гражданином и государством».


Лучше не скажешь!


Всевластию бюрократии может противостоять только Гражданское общество, только Гражданин с большой буквы!


Мы были и останемся партией Гражданского общества, открытой для честных и совестливых людей!


Виктор Гюго однажды сказал, что «спасти свободу можно только через братство». Одна из задач социалистов заключается именно в том, чтобы искать путь к согласию. Укреплять в людях ощущение общей цели и личной сопричастности к судьбе страны.


* * *


Мы ставим перед собой сложнейшие задачи. Решать их будет нелегко.  Но надо работать с максимальной самоотдачей!


Видя несправедливость, мы не будем молчать, мы будем говорить и действовать, а главное — действовать решительно и убежденно!


Под знамена «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» собираются ответственные и преданные нашим идеям люди из всех регионов нашей огромной страны!


Социалистические ценности и идеи социальной демократии находят все больший отзвук в умах и сердцах людей!


За нами будущее!


Вместе – победим!