Выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе ФС РФ на тему: «Создание правовых условий для обеспечения жителей города Москвы комфортным и современным жильём как ключевой элемент реновации жилищного фонда», 6 июня 2017 года (г. Москва)

6 июня 2017

Дорогие москвичи! Уважаемые коллеги!

Программа замены пятиэтажек Москвы на новостройки претендует на статус крупнейшего градостроительного проекта постсоветской России. Поэтому законопроект, призванный максимально облегчить выполнение этой задачи, должен быть детально проработан.

В новом, доработанном законопроекте многие правовые несуразицы устранены. Нет больше прямого нарушения конституционных прав граждан, стало меньше отсылочных норм к городским законам и подзаконным актам, которые ещё не приняты, установлен более чёткий порядок перехода прав собственности.

Но частично проблемы пока остались. Перечислю главные из них.

Первое. Голосование жителей в МФЦ и на портале «Активный гражданин» представляется не полностью объективным. Это обычный соцопрос без правовых последствий.

Во-первых, непонятно, почему выражение мнения граждан о распоряжении частной собственностью регулируется актом столичного правительства. И во-вторых, разве можно путём голосования в интернете распоряжаться собственностью соседа?

Голосование жителей на общем собрании юридически более корректно. Но Жилищный кодекс не содержит понятия «реновация» (оно появилось только в проекте нового закона). А это значит, что вопрос о сносе дома по программе реновации не относится к компетенции общего собрания. Видимо, данную юридическую коллизию придётся решать задним числом.

Голоса жителей, не посчитавших нужным выразить мнение – так называемых молчунов, теперь распределяются пропорционально мнению голосовавших. Однако стоит помнить, что это не молчание ягнят. Это молчание спящих волков. Это не безразличие, а знак недоверия. «Молчуны» непременно выскажутся, но позже, ведь речь идёт об их собственности. Это потенциал возможных будущих протестов.

Проблему консенсуса по поводу сноса домов можно решить, только обеспечив индивидуальный подход к каждому дому и каждому жителю. Закон должен это предусмотреть.

В целях безусловного соблюдения жилищных прав граждан с каждым собственником на добровольных началах должен заключаться предварительный договор. Тут и проявятся «молчуны».

Второе. Дома отбираются по нескольким параметрам: техническое состояние, жалобы жильцов и их просьбы о переселении, а также возможность включить в программу реновации как минимум несколько компактно расположенных домов, а в идеале – целый квартал.

Поэтому в список не попали отдельно стоящие дома в очень плохом состоянии, в которых все проживающие – очередники.

Может так случиться, что после митингов тех, кто выступает против сноса добротных пятиэтажек, состоятся митинги тех, чьи дома являются ветхими, но по тем или иным причинам не вошли в программу реновации.

Надо провести независимое технико-экономическое обследование домов и отделить те, состояние которых действительно приближается к угрожающему, от тех, которые можно реконструировать. Тут должно быть учтено не только мнение части жителей – необходимо профессиональное заключение.

Третье. В законе необходимо прописать порядок расчёта финансовой компенсации. За основу надо взять среднерыночную цену аналогичных квартир за последние лет пять, чтобы избежать влияния ценовых колебаний из-за кризиса. Люди должны быть уверены, что компенсационную выплату они действительно смогут использовать на покупку как минимум равнозначного жилья. Иначе сам институт компенсации теряет смысл.

Четвёртое. Реновация потребует существенного увеличения мощности коммунальной инфраструктуры. Также придётся расширять социальную инфраструктуру. Переселенцы должны заранее знать, как будет меняться пространство вокруг новых домов, что будет с общественным транспортом, дорожной сетью, в каком состоянии на момент переезда будут школа, сад, поликлиника, будут ли в шаговой доступности магазины, парковочные места, зелёные насаждения. Должны быть оговорены и соблюдены экологические нормативы.

Пятое. Закон напрямую затрагивает интересы примерно полутора миллионов москвичей, чьи дома будут снесены. Но как быть с интересами других жителей региона, которым придётся несколько лет жить на стройплощадке, потом смотреть на высотную новостройку, заслоняющую солнце, решать проблему наличия парковки, детских площадок, скверов. Новые жители высоток заполнят детские сады, магазины, поликлиники, будут пользоваться общественным транспортом.

Конечно, обсуждаемый нами закон эту проблему не решит. Но программа реновации должна быть тесно увязана с генеральным планом развития Москвы.

Понимая всю сложность задачи, хочу пожелать столичной власти успехов – чтобы вместо протестов и судов начала эффективно работать самоорганизация граждан.

Гуманное обновление нынешнего облика Москвы, осознанное и организованное управление горожанами своей собственностью превратят Москву в самую современную столицу мира.

После успешной – уверен, она такой и будет – реновации в Москве проект надо распространить на всю Россию.

Спасибо за внимание!