Выступление на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ, 15 мая 2018 года (г. Москва)

15 мая 2018

Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – прим. ред.), уважаемые коллеги!

Прежде всего сразу хочу сказать, что фракция СПРАЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступила соавтором законопроектов № 441399-7 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств» и № 464757-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (в целях обеспечения реализации Федерального закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств)» и, безусловно, мы сегодня будем голосовать за них.

Делаем это осознанно, учитывая, что вчера вечером руководители фракций подписали поправку в постановление, которое мы сегодня с вами будем принимать, где говорится, что во втором чтении мы обязательно внесём коррективы, чтобы не нарушить существующее положение вещей и чтобы наши граждане были защищены с точки зрения получения жизненно необходимых лекарств.

Сегодня ситуация такова, что пока наша фармацевтика не даёт нужного качества и нужного количества лекарств. Вы знаете эту статистику: 70% всех лекарств в России – импортные. Более того, из этих 70% общего состава 80% – это как раз, к сожалению, лекарства из Соединённых Штатов Америки, Великобритании, то есть тех стран, которые вводят против нас санкции.

Соединённые Штаты Америки считают себя морально вправе учить других, как жить, вводить санкции. При этом, кстати, их абсолютно не волнует, что они постоянно нарушают правила Всемирной торговой организации. Так вот наш ответ, который мы сегодня с вами принимаем, как раз должен быть им уроком, потому что мы тоже имеем моральное право ответить на их санкции своими контрсанкциями. В конечном итоге, пусть они на себе почувствуют (а я думаю, что определённые сектора американского бизнеса очень быстро почувствуют). Пусть они задают вопрос своему президенту: почему вы мешаете нам зарабатывать деньги, лишаете нас такого огромного рынка, лишаете поставок, необходимых нам для производства тех или иных товаров, комплектующих? Это будет реальным и, я уверен, симметричным ответом.

Говоря о нашем законе, конечно, мы должны отвечать и симметрично, и несимметрично. Самый лучший несимметричный ответ будет, если мы добьёмся роста экономики с упором на наши внутренние силы и решения существующих социальных проблем. Это будет самый главный несимметричный ответ.

А симметричный ответ изложен в нашем законопроекте, который сегодня мы с вами будем принимать. В свою очередь, второй законопроект чётко говорит о том, что если вы, граждане России, ведёте бизнес в суверенной стране, то будьте добры ориентироваться на интересы своей страны, а не на указания, которые поступают, как раньше говорили, из вашингтонского обкома.

В связи с этим опять же моральная правота полностью за нами, когда мы вносим изменения в 29-ю главу Уголовного кодекса. Я абсолютно убеждён в том, что если сегодня те или иные наши крупные компании, в том числе в банковской сфере, стесняются работать в Крыму, то надо называть вещи своими именами. Вы чего стесняетесь? Вы чего боитесь? Чем руководствуетесь в своих действиях? Желанием получить прибыль, чтобы больше были дивиденды для акционеров, или всё-таки национальными интересами нашей страны?

Поэтому, как я уже сказал, наша фракция, безусловно, поддержит оба эти законопроекта. Но здесь я хотел бы ещё вот что сказать. Мой коллега, Олег Анатольевич Нилов, уже говорил о том, что мы сегодня внесли законопроект, который вносит правки в Бюджетный кодекс. Мы считаем, что если уж мы достали санкционный топор, а не закопали его, то давайте вспомним, что деньги Фонда национального благосостояния мы храним в американских ценных бумагах – прежде всего в государственных облигациях США. Мы считаем, что это неправильно.

Во-первых, это угроза потерять эти деньги, а потом, раз уж мы сказали «а», давайте скажем и «б». Наверное, имеет смысл законодательно ввести запрет на размещение наших денег путём покупки американских ценных бумаг. Ведь тем самым получается, что мы кредитуем экономику Соединённых Штатов Америки. И кстати, в связи с нашим законопроектом в комментариях многих экспертов звучит, что мы, мол, так совсем лишимся инвестиций. Но давайте честно скажем: инвестиций из Америки мы почти не видим, зато Россия инвестирует в Америку. И здесь как раз необходимо внимательно на эту ситуацию посмотреть.

И второе замечание. В ближайшее время мы с вами увидим, как после введения наших контрсанкций мы получим обращение в суд Всемирной торговой организации с тем, чтобы наказать нас за то, что мы защищаем свои национальные интересы.

Вы наверняка помните, что наша фракция голосовала против вступления России в ВТО. И сейчас, мне кажется, самое время подумать, чтобы впервые за четверть века после реорганизации ВТО в 1995 году создать прецедент и выйти из этой организации.

Потому что Америка совершенно не руководствуется правилами ВТО, вводя санкции, им на это наплевать, а нас сейчас начнут бить за то, что якобы мы за счёт своего протекционизма и контрсанкций нарушаем те же самые правила ВТО. Считаю, что нам нужно об этом подумать.