Выступление на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ, на котором была рассмотрена кандидатура Дмитрия Медведева на пост Председателя Правительства РФ, 8 мая 2018 года (г. Москва)

9 мая 2018

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Я хочу начать со слов поздравления с наступающим великим праздником – Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Завтра в этот день мы, вся страна будем едины. Есть даты, есть праздники, идеи, есть Крымская весна – всё, что нас с вами объединяет. Это наша гордость, это наша слава.

Но, как известно, особенно сейчас, в этот созыв, парламент – это как раз место для дискуссий. Как вы знаете, Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на выборах Президента поддержала Владимира Владимировича Путина. И сделала это осознанно. Мы гордимся результатом, мы гордимся тем, что у нашей страны есть такой национальный лидер. И мы рассчитываем, что то доверие, которое было оказано Президенту России Владимиру Путину, будет реализовано в работе Правительства, которое обязано выполнять и Послание Президента, и его решения.

Но, к сожалению, к работе Дмитрия Анатольевича Медведева на посту Председателя Правительства у нашей партии и фракции есть очень серьезные претензии. И главное – это то, что в результате работы Правительства мы видим углубление и усиление социального неравенства в нашей стране. Мы видим, что пропасть между очень богатыми и бедными (а количество бедных, увы, не уменьшается) растёт всё больше и больше. Мы понимаем, что социальное неравенство демотивирует людей, мешает им полноценно жить и трудиться.

Ни одной системной меры, о которых мы неоднократно говорили, будь то прогрессивная шкала налогообложения, даже небольшая прогрессия – хотя бы на 3%, которая, кстати, затронет только 200 тыс. граждан нашей страны, будь то наше предложение об отказе от возврата налога на добавленную стоимость экспортерам сырья не были, к сожалению, реализованы.

Неравенство доходов последнее время усугубляется, а также неравный доступ к образованию, здравоохранению, потому что ползущую капитализацию социальной сферы мы видим налицо. Особенно это очевидно в нашем здравоохранении, где порядка 17 тыс. населенных пунктов на сегодняшний день не имеют ни одного медицинского учреждения, даже ФАПа. Рост доходов населения – это, конечно, развитие внутреннего рынка, а емкий внутренний рынок – это и есть независимая экономика.

Еще один отрицательный критерий оценки исполнительной власти – это уровень регионального развития. Сегодня в 36 регионах России у среднестатистической семьи (двое взрослых и двое детей) после того, как она заплатит всё, что положено – налоги и за жилищно-коммунальные услуги, на всю семью остается 10 тыс. руб.

Бюджетная обеспеченность регионов отличается в десятки раз. Наличие в стране депрессивных регионов – это мина замедленного действия под стабильность.

Должен также сказать и об идеологических разногласиях с экономическим блоком Правительства. Для нас совершенно очевидно, что современная модернизация, решение задач, которые ставит Президент, возможны только при активном, очень активном вмешательстве государства. И только государство должно и вправе брать на себя всю полноту ответственности за обеспечение устойчивого экономического развития, а отнюдь не рыночные механизмы.

Хотел бы остановиться на некоторых проблемах, которые, с нашей точки зрения, необходимо решать новому составу Правительства.

Первое. После 2014 года стало очевидно, что стратегия интеграции в так называемый глобальный мир и порядок – это стратегия неправильная. Потому что, мягко говоря, нас там не ждут. Правила глобального бизнеса разрушаются на глазах. Нам необходим экономический рост на основе внутренних ресурсов, с опорой на собственные силы. Но до сих пор из трех составляющих – потребительский рынок, инвестиции, чистый экспорт – работает хорошо только последнее: мы умеем экспортировать свои природные ресурсы, со всем остальным, как говорила героиня одного фильма, напряженка.

Очевидно, что в ближайшие годы Россия будет вынуждена опираться на собственные финансовые возможности. Это означает, что надо искать деньги. Хватит ждать денег из-за рубежа, где их неустанно печатают, но нам не дают и не дадут. Надо это чётко понимать.

Надо побудить наших граждан и сделать так, чтобы они верили государству, инвестировали в глобальные проекты, и чтобы граждане могли управлять доходами: материнским капиталом, пенсионными и страховками. И надо, чтобы развивались предприятия. Я не буду называть, но огромные деньги у людей лежат в кубышках – триллионы рублей. Эти деньги, конечно, должны работать на нашу страну.

Второе. С 2016 года Россия начала включаться в глобальный цифровой мир. Эти технологии надо развивать на собственной основе, чтобы не впасть в очередную, в данном случае цифровую зависимость. Задача, конечно, сложная, но всё же цифровые технологии не могут отменить потребительский спрос и стимулы к развитию. Если не будет оживления потребительской активности населения, то инвесторы сами не придут. Возьмём хотя бы проектное финансирование, о котором много говорилось. Но когда мы видим, что нет строгой обязательности исполнения проектов, нет персональной ответственности за провалы, результата не будет. Отчеты Счетной палаты мы с вами хорошо знаем, там об этом очень хорошо говорится.

Третье. Пора разобраться с тем, как работают социально-экономические институты, созданные 10-20 лет тому назад. Прежде всего, это Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. Убеждён, что эти посредники не нужны. Пенсионное обеспечение и здравоохранение – это конституционная обязанность государства. На обеспечение чиновников и обслуживание этих фондов тратятся десятки миллиардов рублей. Эти деньги должны работать на наших граждан. Мы видим, как присосались, просто как пиявки, частные страховые компании, которые контролируют наши бюджетные государственные деньги. Они наживаются, а люди сталкиваются с тем, что во многих населенных пунктах элементарное медицинское обслуживание становится недоступным. России больше подходит бюджетная модель финансирования здравоохранения. И есть расчёты, что примерно 15-20% мы сэкономим.

Кстати, Счётная палата уже предлагала объединить Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. С нашей точки зрения, нужно их не объединять, а просто ликвидировать, как ненужных посредников.

И, кстати, ответ Дмитрия Медведева на вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста, конечно, энтузиазма не добавляет, и не добавляет нашей фракции аргументов в пользу поддержки его кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

Хочу в завершении подчеркнуть, что мы категорически убеждены – экономические решения могут быть выводом только в режиме конкурентного политического диалога. Именно политического диалога, а не просто обмена мнениями. Потому что должна быть реальная политическая конкуренция, должна быть возможность донести свои идеи и предложения. Кстати, не могу не сказать, что на встрече с нашей фракцией Дмитрий Медведев проявил не только высочайший профессионализм, он проявил открытость, принципиальность. На неудобные вопросы он отвечал то, что думал. Но при этом мы понимаем, что политическая конкуренция и возможность быть услышанными должны быть обязательно.

С этой трибуны хочу выразить благодарность вам, Владимир Владимирович, за вчерашний новый майский указ, это то, что нужно нашей стране. Но при этом оставляем за собой право в будущем жёстко оппонировать новому Правительству. Поэтому фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не считает возможным поддержать кандидатуру Дмитрия Медведева на должность Председателя Правительства РФ.