Выступление на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ по итогам весенней сессии 2019 года, 25 июля 2019 года (г. Москва)

25 июля 2019

Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Государственной Думы ФС РФ – прим. ред.), уважаемые коллеги! Я внимательно выслушал очень интересные выступления руководителей фракций, было много интересных идей.

Но сначала о реплике Владимира Вольфовича. Традиционно, в своей манере он прошёлся по фракции КПРФ, по фракции «Единая Россия» и вдруг ничего не сказал про фракцию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Я напрягся: к чему бы это? Думаю, это к тому, что фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ действительно очень успешно и хорошо поработала в уходящую весеннюю сессию. По количеству внесённых законопроектов мы на втором месте, хотя мы самая малочисленная фракция. Мы внесли 117 законопроектов, наши коллеги из «Единой России» внесли 206 (но вас и больше), фракция ЛДПР внесла 115 и 76 законопроектов внесла фракция КПРФ.

Я хотел бы, воспользовавшись завершением сессии, сказать слова благодарности моим коллегам, заместителю Председателя Государственной Думы Ольге Николаевне Епифановой, трём председателям комитетов, прежде всего Галине Петровне Хованской, Анатолию Геннадьевичу Аксакову и Леониду Леонидовичу Левину. Всех перечислять не буду, хотя нас всего 23. На этой трибуне вы часто видели Михаил Васильевича Емельянова, Валерия Карловича Гартунга, Олега Анатольевича Нилова, Олега Алексеевича Николаева. Николай Иванович Рыжак бьётся за интересы России на сессиях и ПАСЕ, и ОБСЕ, и многие здесь присутствующие коллеги это знают. Спасибо вам, дорогие коллеги, большое. Вчерашние награды Правительства Российской Федерации тоже свидетельствуют о том, что фракция работает хорошо.

Хочу сказать спасибо всем депутатам Государственной Думы. В эту сессию было принято много социальных инициатив. 14 законодательных инициатив, которые в эту сессию вносила фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, стали законами, они уже подписаны Президентом Российской Федерации, в том числе благодаря вашей поддержке, уважаемые коллеги из всех фракций. И нужно отдать должное по значимым социальным инициативам: как правило, у нас солидарны голосования всех фракций. Другое дело – что многие инициативы годами дожидались этого решения. Например, законопроект о повышении пособий для детей мы вносили 10 лет, пока об этом не сказал Президент Российской Федерации и дело не сдвинулось с мёртвой точки.

То же самое касается «дачной амнистии». Я сразу хочу сказать: нам принципиально не важно авторство – нам важно, чтобы эти очень нужные законодательные инициативы, которые становятся законами, работали для людей. Законопроект о продлении «дачной амнистии» мы вносили ещё в феврале, зная, что с 1 марта, к сожалению, шлагбаум должен был закрыться. Вскоре внесли подобную инициативу и наши коллеги из «Единой России»: вы пошли ещё дальше и продлили амнистию на два года. Конечно, мы поддерживаем это решение.

Точно так же мы всегда благодарны за поддержку тех инициатив, которые направлены на исполнение тезисов послания Президента Российской Федерации. Нам отрадно, что в послании мы увидели цитаты, можно сказать, из программных положений Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Это, конечно, очень позитивно.

Должен сказать ещё о недавней статье Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина «Живая Конституция развития». Очень своевременная, очень интересная и позитивная статья. И не случайно, конечно, такое внимание уделяется в ней реализации статьи 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве. Конечно, необходимо думать над соотношением полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти. Я абсолютно согласен с Вячеславом Викторовичем Володиным в том, что у парламента, прежде всего у Государственной Думы, должно быть больше полномочий и по формированию Правительства Российской Федерации, и по оценке деятельности как отдельных министров, так и Правительства РФ в целом.

Но при этом, когда мы говорим об исполнительной власти, не могу не вспомнить фамилию, которая в этом зале звучала неоднократно. Мы видели конфуз этого министра. Я имею в виду господина Орешкина. Я задаюсь очень простым вопросом: зачем он постоянно пугает наших граждан? Он ещё молодой человек, может, он привык пугать друг друга всякими страшилками, как в пионерских лагерях? Когда он говорил, что будут проводиться непопулярные реформы, он не упоминал ничего конкретного. Сейчас он грозит, что прямо бомба разорвётся и всё упадёт на головы наших граждан. В лучшем случае он ожидает рецессии. В этой связи хочется спросить: а зачем нам министр рецессии? Может, нам всё-таки нужен министр экономического роста, который не будет пугать, а будет делом заниматься, будет действительно созидать и делать жизнь наших граждан благополучнее и справедливее?

Конечно же, стоит вспомнить о закредитованности. Очевидно, что шесть лет подряд не растут доходы населения и, увы, Центробанк не снижает ставки по кредитам. Возник огромный кредитный пузырь. Если бы люди получали достойные зарплаты и достойные пенсии, а Центральный банк снижал бы процентные ставки, наверное, не было бы никакого пузыря. Он сдувался бы сам собой.

Думаю, что необходимо подумать и о полномочиях Центрального банка, о контроле за деятельностью Центрального банка, чтобы действительно основным ведущим действием и логикой Центрального банка было развитие и рост экономики нашей страны, а не просто слежение за уровнем инфляции.

Уверен, что мы должны вернуться к нашему предложению о парламентском контроле над государственными корпорациями. Во многих странах мира сами корпорации формируются с участием парламентов, контролируются всегда либо парламентами, либо напрямую президентом. У нас же контроль осуществляется только Правительством РФ. Мы считаем, что эту практику необходимо менять.

Должен сказать, что последние предложения Правительства Российской Федерации, будь то повышение пенсионного возраста, пресловутая «мусорная реформа», курортный сбор, торговый сбор, обложение налогами самозанятых или та же система «Платон», это шаги, которые не ведут к социальному спокойствию граждан нашей страны, а ведут как раз, к сожалению, к социальному напряжению. Думаю, что Государственной Думе нужно более принципиально защищать интересы наших граждан и не идти, в том числе и фракции большинства, на поводу у Правительства РФ. И здесь, мне кажется, опять возвращаясь к статье Вячеслава Викторовича Володина, всё-таки необходимо рассмотреть и пересмотреть этот баланс взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Несколько слов хочу сказать о той трагедии, которую сегодня обсуждает вся страна. Конечно, это ЧП в Хабаровском крае. Мы помним, что после трагедии на Сямозере в 2016 году сами приняли закон. Да, закон абсолютно правильный, но такое ощущение, что опять же по русской пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Где были все эти проверяющие органы?

Я 18 лет отработал в геологии и палаточные лагеря разбивал постоянно. Чтобы вы понимали: четырёхместная палатка советского образца горит за восемь секунд. Восемь секунд – и всё! Причём внутри, как в домне, температура огромная. Если у палатки деревянный каркас, он загорится; если железный – не дай бог в этот момент оказаться внутри, это, конечно, страшно. Ставить палатки совсем рядом, на минимальном расстоянии – это полное безумие. Я понимаю, что это частная территория, видимо, хотели побольше взять денег, сэкономили, но это же в итоге получается экономия на жизни наших детей. Поэтому уверен, что здесь нужно идти не по пути уменьшения количества проверок, за что ратует либеральный блок Правительства Российской Федерации. Главное – как проверять и чтобы за проверкой следовали конкретные действия.

Теперь о наводнениях. К сожалению, мы увидели, что Иркутская область оказалась не готова к тому, что произошло. Хорошо, что сработали МЧС и волонтёры, армия подключилась, но ведь цена вопроса, коллеги, постоянно будет такова. Случилась трагедия, и сейчас огромные средства направлены на ликвидацию последствий, на переселение, на строительство. Может быть, всё-таки взять и пересмотреть все гидротехнические сооружения в нашей стране? Может быть, вложить деньги туда, чтобы потом не по хвостам бить и тратить значительно большие деньги. Думаю, что необходимо именно так решать эти проблемы.

О ценах на бензин. К сожалению, они растут, и последнее решение о демпфирующем коэффициенте, увы, не приведёт к снижению стоимости бензина. Думаю, всё-таки необходимо повышать вывозные ставки для того, чтобы нефтяникам было выгодно продавать бензин здесь, а не вывозить нефть и ГСМ за рубеж.

Мы настаиваем также на том, что микрофинансовые организации должны быть поставлены вне закона. Безумие продолжается. Когда люди видят цифру в 2%, то, что это 2% в день, мало кто понимает. Они влезают в долговую кабалу, и в итоге многие решаются на крайние меры – вплоть до самоубийства. То, что мы принимаем решение о сокращении ставок для микрофинансовых организаций, это полумера. Я убеждён, что в итоге мы должны запретить деятельность микрофинансовых организаций.

Хочу ещё раз вернуться к вопросу о контроле за расходами чиновников. Уверен, что нам нужно идти именно по такому пути. Более того, мы внесли инициативу, в соответствии с которой, даже если чиновник ушёл в отставку, он был обязан фиксировать расходы и доходы свои и членов семьи. Опять же повторюсь: я не понимаю, почему чиновник подаёт декларацию только на себя, жену или мужа и на несовершеннолетнего ребёнка. А совершеннолетние дети? А братья, сёстры, родители? Почему их не включают сюда?

Уважаемые коллеги, нам необходимо всё-таки решать проблемы, которые в настоящее время стоят перед гражданами нашей страны, а не обещать, что станет легче через пять лет, через десять. Люди ждут позитивных решений и позитивных результатов работы всех органов власти сегодня, сейчас и здесь. Уверен, что в ближайшую парламентскую сессию мы с вами приступим к тем решениям, которые сделают возможным прорыв в социальной защите наших граждан.

Всем спасибо за работу. Желаю хорошего отдыха, результативных встреч с избирателями и новых сил – на работу на благо наших граждан осенью. Спасибо.