Выступление на презентации доклада Совета Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации" в Российском государственном социальном университете 27 ноября 2009 года (г.Москва)

27 ноября 2009

Уважаемые коллеги!


Дорогие друзья!


Прежде всего я хочу поздравить весь коллектив Университета с восемнадцатилетием со дня его основания и пожелать творческих успехов и новых открытий в вашем нелегкой, но очень благородной работе.


Рождение Университета пришлось, пожалуй, на самый драматичный период в современной истории страны. Знаю, что начинать приходилось фактически с нуля. Но была вера в свои силы и огромное желание изменить жизнь. Сегодня РГСУ — вуз достойный восхищения и уважения! В этом заслуга руководства Университета, его преподавателей и, конечно же, студентов.


Совет Федерации почти ровесник Университета – в следующем месяце нам будет шестнадцать. В истории нашей палаты также есть знаковые события, и есть свои предметы гордости.


С переходом на постоянный, профессиональный режим работы перед палатой остро встала проблема значительного повышения качества принимаемого законодательства. В соответствии с конституционными полномочиями именно Совет Федерации является последней инстанцией прохождения закона в Федеральном Собрании и, в конечном счете, отвечает за его качество.


С этой целью в Совете Федерации была создана система мониторинга правового пространства и правоприменительной практики. Её практическим результатом и стал презентуемый сегодня ежегодный доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».


Ваш Университет является первым вузом, в котором Совет Федерации презентует свой доклад. До этого презентация проходила, главным образом, в органах государственной власти. Мы крайне заинтересованы в привлечении к подготовке доклада широкой общественности, включая потенциал вузовской науки.


Доклад 2008 года — уже пятый доклад Совета Федерации. Пять лет назад его начали готовить в аппарате палаты порядка двух десятков человек. Сегодня – это коллектив из почти двухсот авторов. Среди них – законодательные и исполнительные органы государственной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления, суды, прокуратура, ученые, эксперты.


Мы были бы рады видеть среди авторов и коллектив высоких профессионалов из РГСУ.


Несмотря на столь обширный авторский коллектив, доклад не превратился в сборник статей, а является коллективной монографией объединенной единой целью и идеей.


Общая цель каждого доклада — исследовать насколько принимаемое законодательство способствует развитию и укреплению прав человека и гражданина. В каждом из последующих докладов эта цель находила свою конкретизацию.


В докладе 2008 года ставилась задача установить зависимость качества принимаемого законодательства и качества жизни граждан России. Думаю, что эта задача сохранится в нынешнем и последующих докладах.


В связи с этим у меня есть конкретное предложение по участию Университета в подготовке докладов Совета Федерации с учетом его специализации.


Речь идет не только о законодательстве, регулирующем социальную сферу – об этом несколько ниже. Я предлагаю исследовать социальную составляющую всего законодательства. Она есть практически в каждом законе. Она есть и в законе о порядке формирования Совета Федерации, и в законах о ратификации международных договоров и соглашений, не говоря уже о налоговом, бюджетном  и ином законодательстве, регулирующем гражданско-правовые отношения.


Думаю, столь масштабная задача по плечу коллективу Университета. Прежде всего, потому, что здесь важен взгляд не только и даже не столько правоведов, сколько социологов и философов, политологов и психологов, специалистов в области управления и социальной работы.


Для Совета Федерации важен взгляд не только органов государственной власти – такой материал у нас есть. Необходима позиция общества в оценке качества законодательства и его жизнеспособности.


Что касается мониторинга законодательства, регулирующего собственно социальную сферу, то, в первую очередь, речь идет о законодательстве в области образования и науки.


Повышение качества образования – необходимое условие для решения задачи модернизации страны, построения экономики знаний.


К сожалению, 2009 год наглядно продемонстрировал новые проблемы российского образования, связанные с введением единого государственного экзамена. ЕГЭ необъективен, имеет большую коррупционную составляющую, и не облегчает доступ молодёжи в вузы.


Остаюсь последовательным противником ЕГЭ в той форме, в которой он внедряется в практику. ЕГЭ должен стать, по крайней мере, добровольным, а по гуманитарным предметам – отменён.


Сегодня необходим мониторинг этого вопроса, как и других, связанных с вузовским и послевузовским образованием. В последнее время здесь было принято много законов. По части из них остаются проблемы. РГСУ обладает широкой сетью филиалов в российских регионах, что позволяет сделать мониторинг этих законов более объемным и репрезентативным.


Сегодня мы планируем подписать соглашение между Центром мониторинга права при Совете Федерации и РГСУ по подготовке доклада и мониторингу законодательства и правоприменительной практики.


Уважаемые коллеги!


Прошедшее время показало, что наш доклад становится все более востребованным. Нельзя сказать, что он уже стал настольной книгой у законодателей и правоприменителей, но верно и то, что многие положения, в свое время сформулированные в докладе, на сегодня получили общественное звучание.


Именно в докладе впервые был дан всесторонний анализ последствий применения известного 122-ого закона о монетизации льгот, указывалось на недопустимый перекос в сторону федерального центра при перераспределении полномочий между уровнями публичной власти. Благодаря мониторингу реализации национальных проектов были внесены необходимые поправки в законодательство.


Ежегодно доклад обязательно передается Президенту Российской Федерации и в Правительство. С удовлетворением должен отметить, что и в последнем послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации содержатся, в том числе и выводы, впервые озвученные в докладе Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации».


В частности, ещё два года назад нами были высказаны критические замечание по поводу формировавшегося тогда законодательства о госкорпорациях. Время показало, что эта форма управления нуждается в преобразовании.


* * *


Летом этого года Президентом было дано поручение Правительству разработать и утвердить методику и показатели проведения мониторинга правоприменения. В настоящее время принята схема, в соответствии с которой общее руководство мониторингом осуществляет Президент Российской Федерации, а координация этой деятельности возлагается на Минюст России. По итогам мониторинговой деятельности министерством готовится соответствующий доклад, который направляется Президенту Российской Федерации. После его одобрения он публикуется как самостоятельный документ или может быть включен отдельным разделом в ежегодный доклад Совета Федерации.


Такое решение нами рассматривается, с одной стороны, как подтверждение правильности выбранного курса, а с другой – как значительный шаг вперед по формированию единого правового пространства.


Уважаемые коллеги!


Представленный доклад имеет и реальные практические результаты.


Вслед за Советом Федерации аналогичные доклады подготовлены ещё двадцатью семью законодательными и двумя исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Три субъекта Федерации готовят уже пятые доклады о состоянии регионального законодательства.


Должен сказать, что ряд субъектов Федерации пошёл уже дальше нас. В частности, законодателями Самарской и Пензенской областей результаты докладов рассматриваются в качестве конкретных планов законодательной деятельности. Это лишний раз показывает, что мы в единой команде стремимся достичь главной цели: добиться того, чтобы законодательство стало реальным и эффективным рычагом модернизации страны.


Уважаемые коллеги!


Со студенческой скамьи всем хорошо известна, казалось бы бесспорная истина: dura lex, sed lex (дура лекс, сэд лекс) – суров закон, но закон.


Однако если вдуматься, то эта формула хороша для правоприменителей, правоохранительных органов. Но для законодателей она слишком тесна. И вместо dura lex (дура лекс) следует написать vera lex (вера лекс), что означает справедливый закон. Действительно, закон будет работать эффективно лишь тогда, когда в полной мере будет отражать реальные общественные отношения и общественные ожидания. Закон, изначально несправедливый – нежизнеспособен. Кстати, именно эта формула более подходит и российскому менталитету. И недавняя общественная реакция на законопроект о повышении транспортного налога лишний раз это подтверждает.


Уважаемые коллеги!


В стране сформировался новый общественный институт – мониторинг права. Для того, чтобы этот институт развивался и имел возможность влиять на принятие государственных решений необходимо специальное издание. Совершенно очевидно, что это издание не может быть изданием государственного органа. Возможно, это должен быть межвузовский журнал. Важно, чтобы в нем принимали участие представители всех специальностей. На страницах этого издания должны формулироваться наиболее актуальные проблемы, требующие законодательного регулирования. Хотел бы сегодня также обсудить этот вопрос.


В настоящее время в разгаре подготовка очередного доклада Совета Федерации. Безусловно, в его содержании должны найти отражение современные проблемы и преодоление финансово-экономического кризиса, вопросы противодействия коррупции проведения антикоррупционной экспертизы законодательства, законодательного обеспечения реализации положений Послания Президента России Федеральному Собранию.


Призываю вас уже сейчас принять участие в этой работе.


А сейчас хотел бы передать слово моим коллегам по Совету Федерации.