Выступление на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, 4 мая 2017 года (г. Москва)

4 мая 2017

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Государственного совета, участники заседания!

Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ полностью поддержала «майские указы». Они предписывают чёткие социальные ориентиры для Правительства Российской Федерации и обязывают чиновников исполнительной власти соблюдать социальные приоритеты в своей работе. Поэтому исполнение «майских указов» – это не что иное, как объективный ответ на вопрос: справляется ли Правительство РФ с социальными задачами, которые ставит Президент РФ?

Прошло пять лет с момента подписания «майских указов». Это немалый срок – «пятилетка», в прежних терминах. Многое сделано. Но добиться существенного результата, на наш взгляд, всё же не удалось. Главный барометр оценки выполнения указов – общественное мнение и социальное самочувствие населения. Перефразируя одного известного деятеля, так и хочется сказать: неважно, как работают – важно, как считают. Дело в том, что спустя три года после начала работы над указами Правительство РФ, очевидно, понимая, что по факту достигнуть обозначенных целей не получается, решило изменить систему расчёта важнейших показателей.

Это и замена расчёта средней зарплаты на расчёт «среднемесячного дохода от трудовой деятельности на субъект Российской Федерации», и изменение методики расчёта минимальной потребительской корзины, и иные аналогичные ухищрения. В результате – хорошо стало жить на бумаге. А реальная жизнь большинства граждан нашей страны далека от отчётной.

Экспертным советом нашей партии представлен и передан Правительству РФ специальный доклад о социальных итогах 2016 года. В этом докладе мы использовали только официальные данные Федеральной службы государственной статистики и данные Счётной палаты РФ. И картина складывается весьма и весьма тревожная.

Не выполнено поручение о повышении реальной зарплаты в 1,5 раза. В 2016 году реальная заработная плата увеличилась только на 0,6%. В целом, реальные доходы населения снижаются четвёртый год подряд. То же происходит и в сфере здравоохранения.

Реализация указов, затрагивающих сферу ЖКХ, откровенно буксует. Отмечу, что поручение о создании общественных организаций для независимого контроля в отрасли наша партия фактически исполнила за Правительство РФ. В семидесяти восьми регионах успешно функционируют наши Центры защиты прав граждан, при этом информация, поступающая от них, также свидетельствует о нарушении в регионах «майских указов» Президента РФ: тотальные переплаты граждан за услуги ЖКХ, непрозрачность сборов платежей и неэффективность расходования этих средств.

К сожалению, можно было бы продолжить и дальше, но я отдельно хочу остановиться на проблеме расселения граждан из аварийного жилья. Судя по цифрам, масштабы расселённого с 2012 года жилья впечатляют. И это действительно так. Многое сделано, я много езжу по регионам, люди действительно благодарят. Прав глава Республики Чувашии: люди видят, что дело сдвинулось с мёртвой точки. Но значительное количество аварийного жилищного фонда было сокращено, к сожалению, «на бумаге» – за счёт отмены ранее принятых решений о признании многоквартирных домов аварийными. И люди не понимают, почему их дом ранее был признан аварийным, и вдруг, в результате каких-то непонятных действий, он уже не аварийный.

В стране остаётся непригодный для проживания жилищный фонд, который органы местного самоуправления из-за отсутствия финансирования не признают аварийным. Надо отметить, что и рабочая группа об этом тоже чётко сказала. Считаю, что подходы к решению проблемы, связанной с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, должны быть доработаны с учётом мнения граждан. Необходимо продлить действие региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обязательно финансируемых, в том числе с использованием федерального бюджета.

Хотел бы также сказать как минимум об одном ресурсе для улучшения качества жизни населения без значительного государственного финансирования. Сегодня в собственности россиян 42 миллиона легковых автомобилей. Это данные Федеральной службы государственной статистики за 2016 год. Это колоссальная цифра! Автомобиль превратился наконец в нашей стране в «средство передвижения», которое существенно расширило мобильность и досуговые возможности семей как в городах, так и в сельской местности. Сложилась целая субкультура автомобилизма, которая, в свою очередь, создала сотни тысяч новых рабочих мест в автосервисах, на заправках и авторынках.

Но власть городов сегодня разговаривает с автомобилистами только языком ограничений. Во всех градостроительных планах необходимо предусматривать бесплатные парковочные места, стимулировать регионы на реализацию программ по строительству «народных гаражей» с доступным долевым участием граждан. Мы считаем, что нужно разрешить использовать средства материнского капитала на покупку автомобиля отечественной сборки. В особенности это нужно для улучшения качества жизни семей, в которых есть дети-инвалиды и приёмные дети, и для многодетных семей. Сегодня порядка 46% семей не смогли выбрать способ использования этих денег. Речь идёт о материнском капитале. Возможность покупки автомобиля стала бы эффективной мерой социальной поддержки. Я уже не говорю о том, что это стало бы также хорошим средством поддержки нашего автопрома.

Возвращаюсь к главному. В чём же причина столь скромной результативности Правительства РФ в решении социальных задач? Нам говорят о кризисе в экономике, снижении доходов бюджета, санкциях, отсутствии зарубежных инвесторов, падении цен на нефть и так далее. Да, это есть и, к сожалению, это будет продолжаться. Но на наш взгляд, реальной и главной причиной является то, что сегодня у Правительства РФ по факту в приоритете не социальные задачи, а поддержка банков и финансовых посредников. Правительство борется с инфляцией, а не с бедностью. И в этом системная проблема неисполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

«Майские указы» Президента РФ – это чёткий и стратегически верный вектор социальной защиты населения, улучшения качества жизни большинства граждан нашей страны. Вложения в человеческий потенциал – самые экономически выгодные инвестиции. В мае 2012 года Президент РФ В.В. Путин, понимая это, своё слово сказал. Но Правительство РФ, к сожалению, не подкрепило его полноценными реальными делами.

Спасибо за внимание!