Выступление на XIX Всемирном русском народном соборе 10 ноября 2015 года (г. Москва)

10 ноября 2015

Ваше Святейшество (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – Прим. ред.)! Уважаемые участники Собора!

В череде исторических дат и событий особенное значение приобретает 1000-летие памяти Святого Равноапостольного князя Владимира (960–1015). Итоги его правления не имеют ничего равного себе в национальной истории. Обращение славянского населения Руси в христианство стало отправной точкой самоопределения нашего народа. При Владимире мы окончательно стали русскими.

Необходимо соотнести масштаб этого события с современностью. Это отправная точка для осмысления всей нашей истории, нашего национального характера, образа жизни и культуры, то есть того социального капитала, сохранение которого так важно в условиях глобальной политической нестабильности.

Тысяча с лишним лет отделяет нас от миссии Владимира. Его путь был непростым. Вначале – язычник и участник княжеских междоусобиц. И что интересно: до принятия христианства сплотить князей ему никак не удавалось.

Затем, подобно византийскому императору Константину, он увидел в православии единственный путь к собиранию страны, разделяемой родоплеменной борьбой. Вот почему с ролью Владимира как религиозного просветителя тесно связана его роль настоящего государственника.

Есть разные суждения относительно летописного сюжета о «выборе веры» Владимиром. «Выбор веры» в том виде, как он описан, не обязательно имел именно такое место, но тем не менее другой выбор был невозможен для человека, знавшего о Царьграде. В то время Византия со своим могуществом, дипломатией, торговлей, искусством, архитектурой, городскими садами выделялась на фоне соседей. Византийская культура значительно превосходила современную ей европейскую. Вот почему решение Владимира был понятным и очевидным для всех.

В преданиях многих народов есть особая легендарно-историческая фигура святого правителя, строителя справедливого царства. У англичан это король Артур, у французов – Людовик IX Святой, у нас – князь Владимир Красное Солнышко.

Одно из объяснений его ласкового прозвища связано с историей о личных качествах князя и его отношении к подданным. По легенде, однажды Владимир в честь спасения от печенегов решил устроить грандиозный пир. На него пригласили всех людей из окрестных городов, кроме бояр и старейшин. Бедняки свободно проходили в палаты и брали себе вдоволь еды. А затем такие пиры стали устраивать каждый год. Таким способом Владимир хотел подчеркнуть, что все равны перед Богом, что нет для него знатных и незнатных. Так великий князь дал нам пример благочестия и справедливости. Он не отделял интересы простых людей от интересов своей дружины.

Кто-то поставит под сомнение эту легенду. Конечно, верна она или нет – мы доподлинно никогда не узнаем. Но существование этого сюжета говорит о том, что люди видели во Владимире справедливого заступника и показывает, как крещенный князем народ понимал добро, правду и справедливость.

От начала христианского почитания в XII веке его имя стало занимать всё больше места и в мирской жизни. Владимир – герой народных преданий, былин, сказаний, его именем нарекались новорождённые, давались названия не только церковным, но и официальным учреждениям. 900-летие крещения Руси (1888) было отмечено началом строительства Князь-Владимирских соборов во многих российских городах. В моем родном Петербурге стоит на Петроградской стороне стоит красавец – Князь-Владимирский собор.

Сегодня детальное изучение жизни и деяний князя Владимира должно стать одной из приоритетных тем для современных историков.

Заложенное князем основание Русской Церкви также крайне важно для общественного строительства. Церковь – единственный общественный институт, сохранившийся от дореволюционной эпохи. Он сохраняет русскую национальную традицию. Авторитет Русской Православной Церкви держится на том, что она может говорить народу правду тогда, когда этого не делают другие. Это и означает – быть совестью народа, стоять на стороне «униженных и оскорблённых».

Жизнь князя Владимира дает нам ответ на вопрос: должны ли люди, живущие в богатой стране, страдать от бедности? Может ли имущее меньшинство диктовать свою волю остальным? Разумеется, нет. Князь дал потомкам наглядный пример социального государства и справедливого общества и сделано это было на основе положений христианской веры.

Сегодня это означает, что стране нужна система социальных гарантий, нужны национальные приоритеты в экономике, культуре, образовании, в области права. Справедливость – это фундаментальная ценность общества, для российской цивилизации это одно из базовых, формирующих её понятий. Несправедливое общество не может быть прочным. Оно обречено на потрясения, расколы и в конечном счете – утрату суверенитета.

Гарантировать справедливость – прямая обязанность государства. Если следовать заветам собирателя русских земель и основателя русской нации князя Владимира, эта задача вполне решаема.

1000-летие памяти святого Владимира – историческая веха, которая показывает реальное значение этой фигуры. Принимая это во внимание, президент России Владимир Путин предложил создать около Севастополя историко-культурный центр христианства, поскольку именно там, на территории Корсуни-Херсона крестился князь Владимир. Нельзя не отметить и то, что Херсонес представляет собой важнейший сакральный, духовный центр России.

Великий князь Владимир – одно из тех духовных светил, что одаривает всех теплом единения вокруг христианской моральной традиции. Вся Россия воздаёт ему должное за вклад в сплочение русских в единый народ, в единое государство, которое обязательно в конечном итоге станет справедливым для каждого.