Выступление на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему "Правовое регулирование библиотечного дела: проблемы и перспективы" 5 февраля 2010 года (г.Москва)

5 февраля 2010

Уважаемые коллеги!


Дорогие друзья!


Приветствую всех участников заседания Совета по государственной культурной политике.


Сегодня мы обсудим правовые проблемы библиотечного дела — неотъемлемой части культурного достояния России.


Актуальность темы нашего заседания определяется ролью библиотек в создании единого культурного, информационного, образовательного и коммуникативного пространства страны.


Нельзя переоценить роль библиотек и в развитии гражданского общества. Они вносят весомый вклад в интеллектуальное и нравственное формирование человека – главного ресурса России в XXI веке.


В настоящее время в мире происходят революционные изменения библиотечной сферы. Российская библиотека также начала активно адаптироваться к преимуществам информационных технологий, открывая читателю широкий доступ к национальным и мировым библиотечным фондам.


Яркий пример — Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. Это крупнейший информационный портал, созданный на основе самых современных технологий.


Безусловно, перспективен и пилотный проект «Создание модельных публичных библиотек на селе». Сегодня уже создан и действует целый ряд модельных библиотек, выступающих в качестве многофункциональных учреждений культуры.


В ряде регионов приступили к освоению нового вида библиотечного обслуживания – так называемых библиоавтобусов. Это своего рода библиотека на колёсах, передвижные информационные центры. Они особенно нужны для обслуживания жителей малонаселённых, удалённых территорий.


Уважаемые коллеги!


Наряду с определёнными достижениями в библиотечном деле существует целый ряд серьёзных проблем.


Важнейшая из них в том, что Россия продолжает стремительно терять статус самой читающей страны в мире. Ситуацию можно охарактеризовать как системный кризис читательской культуры. Мы подошли к критическому пределу пренебрежения чтением.


При этом резко снижается роль библиотек. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения только 14 процентов населения пользуются книгами из общедоступных библиотек и только 3 процента — берут книги в научных или иных ведомственных библиотеках. Остальные покупают книги, одалживают их у знакомых или родственников, читают в Интернете.


В России отсутствует единая система государственного управления библиотеками, что ведёт к снижению эффективности создания и использования общих библиотечных ресурсов.


Угрожающие масштабы имеет разрыв в компьютеризации федеральных и муниципальных библиотек. Это усугубляет информационное неравенство граждан, тормозит включение России в мировые информационные процессы.


Ещё одна проблема – износ библиотечных фондов и материально-технической базы большинства библиотек. Не обеспечивается безопасность и сохранность книжных фондов.


Плохо обстоит дело и с сельскими библиотеками. Для населения они порой – это единственное окно в мировое культурное и информационное пространство. О какой полной компьютеризации сельских библиотек может идти речь, если только около 15% из них телефонизированы!


В удручающем состоянии находится большинство школьных библиотек. А ведь они должны способствовать нравственному и культурному развитию подрастающего поколения. Именно с них, во многом, начинается приобщение к культуре чтения.


И, наконец, – хотя об этом нужно говорить в первую очередь, – нужно сказать о катастрофически низком уровне заработной платы работников библиотек. Что ведёт к оттоку квалифицированных кадров и молодёжи из отрасли.


Эти и другие проблемы требуют принятия конкретных и неотложных мер. Политическая воля для этого есть. Еще в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации было указано, что: «необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело».


Остановлюсь на мерах законодательного обеспечения развития библиотечного дела.


Прежде всего, хотелось бы отметить «недружественный характер» некоторых положений нашего законодательства по отношению к библиотекам. Из-за ужесточения авторских прав ограничены возможности отдельных пользователей, особенно инвалидов. Не сделаны исключения для библиотек, обслуживающих лиц с иными возможностями. А им в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к информации.


Кроме того, необходимо совершенствовать законодательство об авторском праве и интеллектуальной собственности в этой сфере. Это касается, прежде всего, предоставления возможностей легитимного воспроизведения в цифровой форме экземпляров печатных произведений.


Введение в действие ряда законов негативно сказалось на комплектовании книжных фондов, пополняемых на основе торгов. Зачастую главным критерием здесь выступает дешевизна, а не требование к качеству книг.


Считаю, что для сохранения книжных фондов страны нам необходимо также внести изменения в налоговое законодательство (по вопросам налогообложения библиотечных фондов).


Нужно сформировать единую систему государственного управления библиотеками. Устранить неравномерность территориального размещения библиотек в регионах. Обеспечить полноценное комплектование библиотечных фондов. Повысить их безопасность и сохранность.


Наконец, и думаю, все со мною согласятся: библиотекари в современной России – святые люди, подвижники культуры. Следует по достоинству оценивать их труд, приравнять их по зарплате и по мерам социального обеспечения к государственным служащим.


Справедливости ради должен отметить, что в 2009 году был принят ряд нужных для библиотечного дела законов. Парламентариями внесены изменения в Федеральный закон «О библиотечном деле». Введены новые понятия: книжные памятники, библиотечный фонд. Установлены обязанности по формированию и хранению национального библиотечного фонда. К открытию Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина было внесено изменение в законодательство с целью придания ей статуса национальной.


В 2009 году законодательно установлено, что решение библиотечных проблем теперь должно обязательно присутствовать в муниципальных программах социально-экономического развития.


Мы понимаем, что современное состояние отрасли требует существенных вложений, в том числе капитальных. Поэтому даже в кризисном 2009 году парламентарии добились дополнительного бюджетного финансирования библиотечной сферы в объёме 170 миллионов рублей.


Значимым событием должна стать Всероссийская перепись библиотек. В последний раз она проводилась в 1986 году и должна стартовать уже в нынешнем году. Всем понятно то нетерпение, с которым всё библиотечное сообщество ожидает этого события.


Дорогие друзья!


Таким образом, существенно изменившаяся за последние годы юридическая база оказывает значительное влияние на правовое регулирование библиотечной деятельности. Тенденция к универсализации законодательства, его кодификации зачастую приводит к тому, что законы, удовлетворительно «работающие» в сферах экономики и культуры, не позволяют библиотекам в полном объёме выполнять свои социальные функции. Затрудняется библиотечное обслуживание страны. Не устраняется информационное неравенство граждан, проживающих в различных субъектах Федерации и муниципальных образованиях.


Все вышеперечисленные обстоятельства обусловили обращение Совета по государственной культурной политике Совета Федерации к теме «Правовое регулирование библиотечного дела: проблемы и перспективы».


Задача нашего заседания состоит в том, чтобы специалисты разных областей знаний, культуры, законодатели могли обсудить вопросы оптимизации законодательства, касающегося деятельности библиотек.


В целом же, уважаемые коллеги, считаю, что общим лейтмотивом работы нашего Совета является мудрое высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «культура – это главное, чем должно заниматься государство».


Благодарю за внимание.