Выступление перед пленарным заседанием Государственной Думы ФС РФ 19 июня 2013 года (г. Москва)

19 июня 2013

Доброе утро уважаемые коллеги! Сегодня в повестке дня Государственной Думы – «правительственный час». Мы заслушаем министра энергетики Александра Валентиновича Новака и руководителя агентства по тарифам Сергея Геннадьевича Новикова. Конечно, у нас есть вопросы, и мы эти вопросы будем задавать. Какие вопросы мы зададим министру энергетики? Нас будет интересовать, а что делает Министерство энергетики по привлечению инвестиций в сектор добычи полезных ископаемых с точки зрения того, чтобы было выгодно и были заинтересованы компании открывать новые месторождения, разрабатывать такие месторождения. Нас также будет интересовать проблема, которую поставил Президент, по созданию высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. И мы спросим, что планирует сделать Министерство энергетики в целом и сколько конкретно рабочих мест появится в текущем 2013 году.


Нас, конечно, будет интересовать проблема сланцевого газа – не проспали ли мы эту ситуацию, не обладая современными технологиями добычи сланцевого газа. А Россия, кстати, по гипотетическим запасам занимает первое место и по этому виду полезного ископаемого. Потому что, конечно, в основном мы сейчас используем природный газ, которым щедро природа или Господь наделили нашу страну. Но мы должны смотреть в будущее и думать о наших конкурентах.


Новикову мы зададим вопросы о том, каким образом его агентство собирается регулировать тарифы естественных монополий, и в частности, мы будем спрашивать, а каково отношение руководителя этого ведомства к нашей законодательной инициативе, которая как раз и касается государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий. Это что касается «правительственного часа».


Уважаемые коллеги, а сейчас я бы хотел обратить ваше внимание на пункт 15 повестки дня, в котором мы будем сегодня принимать поправки к закону, который вносит изменения в законодательство Российской Федерации в связи с принятием в свое время очень плохого закона «Об образовании». Во-первых, я хочу обратить ваше внимание на такой нонсенс. Закон «Об образовании» имеет 112 статей. Поправки в связи с принятием закона вносятся, внимание, в 180 законов Российской Федерации. Я утверждаю, что некоторые поправки напрямую противоречат Конституции РФ. И мы сейчас с вами сталкиваемся с огромной угрозой конституционным нормам нашей страны в связи с принятием данных законов.


Какие угрозы? Я приведу только три примера. Три прямых нарушения Конституции РФ. Первое. Как вы знаете, в 14 статье Конституции РФ говорится, что Россия – светское государство и церковь отделена от государства. Одной из поправок (против которой взбунтовались вчера члены Комитета по образованию, включая, кстати, и большинство членов «Единой России», и только председатель Комитета с упорством, достойным лучшего применения, настаивает на принятии поправки, и боюсь, что сегодня она будет принята) вводится очень милое правило, а именно: в школьных и любых образовательных учреждениях могут появиться на территории школы либо отдельно стоящие здания, либо молельные комнаты для того, чтобы школьники могли там молиться. Как это соотносится с 14 статьей Конституции РФ о том, что церковь отделена от государства, нам не понятно. Я думаю, что это та бомба, которая может взорвать все наше общество.


И еще два примера. И законом, и сейчас поправками вводится правило, по которому федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются практически единолично министром образования, при этом гарантируется, что то, что гарантировано и записано в стандартах, наши дети будут получать бесплатно. А что не гарантируется, то – родители, хотите, чтобы дети получали более хорошее образование, – платите. Мы обращаем ваше внимание: если господин министр будет единолично принимать, что наши дети будут получать бесплатно, а что нет, то к чему это может привести – легко догадаться. Мы вносили поправку и будем настаивать на поправке, которая, к сожалению, готовится к отклонению, чтобы федеральные государственные образовательные стандарты утверждались законом Российской Федерации, чтобы мы, депутаты, четко отслеживали, какие предметы, сколько часов на каждый предмет, и чтобы не получилось так, что в каких-то школах какие-то предметы или какой-то объем по тому или иному предмету дети смогут получить только в виде платного образования.


Ну и еще одна бомба. Она была зарыта еще прямо в законе «Об образовании». Остается только догадываться, я бы на вашем месте, господа журналисты, провел бы специальное расследование, кто это придумал и как это было заложено. Потому что возникает очень интересная коллизия, если вы откроете 43 статью Конституции РФ, где как раз говорится о праве на бесплатное и начальное, и полное среднее, и высшее профессиональное образование. Там говорится, что такое образование наши граждане могут получать в образовательных учреждениях. А вот в законе, который мы приняли, сказано, что у нас теперь будут существовать только образовательные организации. Казалось бы, игра слов. Но обратите внимание, бесплатное образование гарантируется в образовательном учреждении, а теперь у нас их не будет ни одного. Вот теперь и думайте, для чего это сделано и что подводит господин министр сотоварищи под эту вроде бы такую филологическую норму. Я боюсь, что будет простая вещь, чтобы мы в конечном итоге все с вами платили и за школьное образование, и за высшее образование.


Вот к чему это может привести. И вот почему мы категорически будем возражать и настаивать на непринятии данных поправок либо, наоборот, принятии наших поправок, которые ликвидируют эту несуразицу. Одним словом, уважаемые коллеги журналисты, я предлагаю вам «бить во все колокола», потому что реальная угроза нависла над конституционными нормами нашей страны в связи с принятием и уже вступлением в силу с 1 сентября этого года закона «Об образовании». Кстати, если бы Государственная Дума нашла в себе силы и моральное мужество не принять закон, о котором я говорю, который вносит поправки в 180 законов, тогда де-факто закон «Об образовании» не вступил бы в силу. Коль скоро нам не удалось его отклонить, может, нам удастся хотя бы не допустить, чтобы он вступил в силу со всеми пагубными последствиями для нашей страны и для системы образования. Спасибо.