Выступление по итогам отчёта Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в Государственной Думе ФС РФ, 17 апреля 2019 года (г. Москва)

17 апреля 2019

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Государственной Думы ФС РФ – прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Вы, Дмитрий Анатольевич, и ваши коллеги из «Единой России» знаете, что, как правило, я и мои коллеги из фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ критически относимся к деятельности Правительства Российской Федерации и часто высказываем справедливые, с нашей точки зрения, критические замечания.

Но мы Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, поэтому я хочу начать со слов благодарности в ваш адрес, Дмитрий Анатольевич, за встречу. Замечательный формат, когда руководство правительства встречается с руководством фракций и реально решаются очень серьёзные вопросы.

Мы очень рады, что на той встрече 9 апреля и сегодня с трибуны Государственной Думы вы подчеркнули, что поддерживаете наше предложение о продлении «дачной амнистии» ещё на год, до 1 марта 2020 года. За это спасибо. Нам было приятно слышать, что вы даёте соответствующее поручение и с пониманием относитесь к нашей давнишней идее о снижении на федеральном уровне предельно допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг и квартплаты с 22% до 15%.

Я согласен с Алексеем Васильевичем Гордеевым (заместитель Председателя Правительства РФ – прим. ред.), который сказал, во-первых, что правильно говорить не «мусор», а «отходы», а во-вторых, никакая это не реформа – реформировать можно то, что уже работало, а мы с нуля начинаем этот трудный процесс.

Ваша позиция, что оба критерия и оба принципа расчёта тарифа (по квадратным метрам и по количеству людей, проживающих в квартире) несправедливы. Вы правильно говорите (и это тоже наша позиция): сколько мусора или отходов произведено – за столько и нужно платить.

Мы также услышали ваши заверения, что новелла по «крабовым аукционам», против которой мы выступали, не распространится на рыбу. Вы сказали, что этого не будет.

Искреннее спасибо за это: за понимание, за внимание и за сегодняшнее предложение о создании рабочей группы по прозвучавшим предложениям.

Как вы понимаете, это было за здравие. Теперь о проблемах.

Прежде всего хотел бы обратить внимание, Дмитрий Анатольевич, на то, что сегодня очень трудно говорить о реальных экономических показателях, потому что после переподчинения Федеральной службы государственной статистики Министерству экономического развития РФ были пересчитаны в течение короткого времени все экономические параметры. И нам, мягко говоря, не очень верится в те показатели, которые сегодня указываются. В частности, о росте производства в феврале этого года на 4,1% при росте потребления электроэнергии всего на 0,6% и практически нулевом росте грузоперевозок. Как-то не срастается. Если у нас растёт производство, то должно и электроэнергии больше тратится, и грузоперевозки должны расти.

Не убеждает годовой показатель инфляции в 5,1%. Когда люди приходят в магазин, они понимают, что их «личная инфляция» – 7–8%. Мы убеждены, что нужно переподчинять Федеральную службу государственной статистики Правительству Российской Федерации, когда она подчиняется Министерству экономического развития – это неправильно.

Если государство заинтересовано в объективном анализе состояния экономики и уровня жизни населения, то Росстат необходимо вернуть в прямое подчинение Правительству РФ.

Следующая тема – об углублении социального неравенства.

Мы считаем, что положение уже критичное, убеждены, что здесь необходимо принимать самые серьёзные меры. По данным того же Росстата, уровень бедности за девять месяцев 2018 года составил 13,3%, что ниже аналогичного периода 2017 года всего на 0,5 процентных пункта (13,8%). В тоже время Президент Российской Федерации ставит задачу сократить количество бедных к 2024 году в два раза. У нас осталось пять лет. Если сокращать так же на полпроцента в год, мы не решим задачу, которую ставит Президент РФ.

Мы видим, что меры по борьбе с бедностью в национальных проектах даже не прописаны! Я не могу не сказать, что важнейшая проблема – жилищная – вообще нигде не фигурирует, как будто такой проблемы нет.

Доля зарплаты во внутреннем валовом продукте составляет менее 40%, тогда как мы знаем, что она должна составлять две трети ВВП. И мы видим очень большой разброс в зарплатах. В частности, нас, мягко говоря, смущает, что на государственных предприятиях или предприятиях с большим государственным участием разница между зарплатой руководства и подчинённых – в сотни раз и более.

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ разработала законопроект, устанавливающий принципы социальной справедливости в вопросах оплаты труда в организациях с государственным участием. Соотношение среднемесячной зарплаты руководителей и работников этих организаций не может быть больше чем 8 к 1.

Мы считаем, что действующую потребительскую корзину 2012 года нужно пересматривать – она не соответствует сегодняшнему моменту.

И, конечно, мы продолжаем настаивать на введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Причём мы видим необходимость идти двумя путями. Вводить для начала небольшую прогрессию для тех, кто получает очень большие деньги (напомню, мы предлагаем начать с тех, кто получает более двух миллионов рублей в месяц) и одновременно сделать нулевую ставку НДФЛ для тех, у кого зарплата ниже прожиточного минимума. Мы слышали, что в Правительстве Российской Федерации говорят об этом, но, уверен, нужно идти дальше.

Хотел бы сказать о здравоохранении.

С одной стороны, безусловно, многое делается. Идут правильные стройки. Но мы видим даже по отчёту Счётной палаты, что 80% из мероприятий нацпроекта «Здравоохранение» ранее уже осуществлялось в рамках приоритетных и ведомственных проектов. Мы считаем, что нужно более кардинально подходить к этому вопросу и вносить институциональные изменения.

Первое из них – устранение из всей системы здравоохранения частных страховых компаний. Мы видим, что эти компании просто наживаются. И практикующие врачи не понимают, на кого они должны работать – на пациента и государство или на частную страховую компанию?

О лекарственном обеспечении. С одной стороны, в аптеки заходишь – огромное количество самых разных лекарств. Но в то же время цены растут примерно на 10% каждый год, даже если считать официальную инфляцию в 5,1%, и людям это не по карману. Но больше всего смущает то, что пропадают жизненно необходимые лекарства, в том числе когда идёт замена импортного лекарства на отечественный аналог.

Так, с декабря 2018 года французский препарат от сердечной аритмии «Кордарон» перестал ввозиться в Россию, а его отечественный аналог «Амиодарон» смели с полок аптек уже к марту. К концу марта возникла новая угроза: россияне неожиданно столкнулись с дефицитом уже отечественного жизненно необходимого препарата для гипертоников «Анаприлин».

По данным Министерства здравоохранения РФ, в стране 22 миллиона гипертоников, и большая часть из них вынуждена постоянно приобретать те или иные лекарства, в том числе жизненно необходимые. И если мы ставим задачи по увеличению продолжительности жизни, борьбе со сверхсмертностью, то эти лекарства должны находиться на полках всех аптек.

Говоря о работе Правительства Российской Федерации, в частности финансово-экономического блока, мы отмечаем, что не видим, как положительно будет меняться ситуация в нашей экономике, не видим, что будет способствовать росту экономики. Повышение НДС при профицитном бюджете не способствует росту экономики, повышение ключевой ставки в связи с повышением НДС – тоже против роста. Предложений, которые позволили бы кардинально изменить ситуацию, мы не слышали.

Мы видим, что в конце прошлого и в начале этого года увеличилось потребление, но похожая картина наблюдалась в конце 2014-го, когда на фоне падения курса рубля люди просто побежали в магазины покупать технику. И сейчас люди озабочены этим же.

Увеличилась закредитованность наших граждан. И здесь мы настаиваем на ликвидации всех микрофинансовых организаций в нашей стране.

В целом мы считаем, что работа финансово-экономического блока Правительства Российской Федерации, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В СР уверены в том, что невозможно признать работу финансово-экономического блока удовлетворительной. Главная проблема именно в этом. Многие другие министерства работают эффективно и хорошо, а здесь ключевые проблемы, которые нужно решать. А решать нужно по справедливости – на пользу большинства граждан нашей страны.

Спасибо за внимание.