Выступление по отчету Правительства на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ 11 апреля 2012 года (г. Москва)

11 апреля 2012

Не буду останавливаться на успехах и достижениях уходящего Правительства. О них немало сказано в отчете Председателя Правительства, а для смакования подробностей у нас есть целая фракция присяжных восхвалителей. Ради объективности поговорим лучше о том, о чём в победных реляциях не услышишь.


Об оппозиции


Для успешного и поступательного развития страны важны самые разные взгляды и точки зрения на актуальные политические, экономические и социальные процессы.  Если государство сравнить с кораблем, который хочет не сбиться с курса, то парламентская оппозиция – это навигационное оборудование, без которого корабль потеряет курс. Пора всем понять: оппозиция в России – это навсегда. Нет, и никогда больше не будет российского общества без оппозиции. Попытки  власти (особенно местной) игнорировать этот факт, бороться с ним – абсолютно  бесперспективны и, даже, опасны. Враждебное отношение к оппозиции, желание искоренить разномыслие  ради фантомной простоты и призрачного единства – ведет в никуда.  Альтернативные  взгляды на будущее страны  были и будут. И они должны свободно обсуждаться всем обществом.


Оппозиция вносит большое количество предложений в повестку дня страны. Они  не должны отвергаться с порога или замалчиваться. Как это происходило с нашими предложениями по стройсберкассам, социальному жилью, прогрессивному подоходному налогу, налогу на роскошь. Сегодня эти проблемы активно обсуждаются всем обществом.  В этом и состоит роль оппозиции.


О системе оплаты труда.


Труд в России сегодня  оплачивается по непонятным для граждан схемам. Новая система оплаты труда в бюджетной сфере, которая заменила единую тарифную сетку, на самом деле повторяет  все  ошибки последней  и  при этом добавляет новые.


В частности, в результате реформы улучшили свое материальное положение главным образом администрация учебных заведений и учреждений здравоохранения,  тогда как у многих  сотрудников-профессионалов  доход уменьшился.


Давным-давно нужно уходить от МРОТ и от этих непонятных схем. Введение в РФ почасовой оплаты труда с установленной законом почасовой ставкой неквалифицированного труда с тремя повышающими коэффициентами – это предложение СР уже перезрело.


О культуре, нравственности и образовании


Еще об одном нашем кардинальном расхождении с Правительством. Есть известный афоризм Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». Наше Правительство  тоже  «подобно флюсу», ибо слишком уж уповает на сугубо технократические подходы к решению стоящих перед ним задач, а вот духовно-нравственные проблемы отодвигает в сторону, культуру финансирует по остаточному принципу. Я уж не говорю о том, что творится в системе образования: реформы министра  Фурсенко с его приверженностью к ЕГЭ – это просто вивисекция живой души России, насильственный эксперимент над ее подрастающим поколением.


Правительству явно не хватает выверки всех конкретных решений, преобразований, реформ по самому главному критерию: работают ли они на подъем духовно-нравственных сил народа или наоборот разрушают их, ведут к моральному кризису?


О политической реформе


И идея проведения ЕДГ во второе воскресенье сентября, и т.н. «муниципальный фильтр» для кандидатов в губернаторы показывают, что никаких изменений в политическом стиле, в «почерке» власти не происходит. Что никаких выводов из протестных акций сделано не было. Что народ воспринимается, как «собака», которая может лаять, сколько ей угодно, а «караван» бюрократии с курса не свернёт. И делается это с особым цинизмом – этой самой «собаке» (в кавычках) т.е. обществу бросили кость «политической реформы», а потом иезуитски снабдили все эти благие намерения таким количеством оговорок, что полностью выхолостили их смысл. Воистину, «Васька слушает, да ест» – только «ест» не сметану, а страну, «ест» демократию.


О сельском хозяйстве


Одна из главных причин бедственного положения нашего сельского хозяйства это:


незавершенность земельной реформы, отсутствие элементарного порядка в сфере использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения.


Для исправления этой ситуации, с нашей точки зрения, необходимо:


— проведение обязательного сплошного межевания земель сельскохозяйственного назначения с полным или частичным финансированием работ за счет государства;


— обеспечение эффективного контроля за целевым характером использования  этих земель и применение прозрачного порядка безвозмездного изъятия сельскохозяйственных земель, не используемых или используемых не по целевому назначению.


Ну, и, конечно, хроническое недофинансирование отрасли, диспоритет цен, невнимание к проблемам деревни, неразвитость на селе транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры – всё это также больнейшие проблемы нашего сельского хозяйства, нерешаемые годами.


Государство в огромном долгу и перед сельским хозяйством, и перед жителями деревни. Долги пора отдавать.


О тарифах


В этом году впервые за долгое время они не были повышены в начале года. Наверное, по чисто случайному совпадению это повышение перенесли на июль, то есть на период после завершения думской и президентской избирательных кампаний. И что же мы видим? Сразу резко сократился уровень инфляции. В годовом исчислении, по сравнению с тем же периодом прошлого года, цены выросли всего на 4%. Замечательный, можно сказать невиданный, показатель для нашей страны. Это наглядно подтверждает выводы того исследования, которое провела фракция «Справедливая России». Мы проанализировали статистику и математически доказали, что главный фактор инфляции в современной России – это не денежная масса, не рост доходов населения, а именно повышение монопольных цен и тарифов.


Поэтому, когда Правительство говорит о борьбе с инфляцией, ему надо вспоминать и применять на практике этот вывод. Не закручивать гайки с финансированием, не душить процентами наши предприятия, а обуздать непомерные аппетиты монополистов. Каждый дополнительный рубль, полученный естественными монополиями, взят из кармана наших граждан, из дохода наших предприятий. Рост тарифов ложится на себестоимость всей продукции, подрывает конкурентоспособность российского производства.


Но опыт прошедших лет показывает, что те, кто имеет прямой доступ в высокие кабинеты, успешно отстаивают в них свои интересы. Они получают от власти реальные деньги и привилегии. А тем, кто видит членов Правительства только по телевизору, достаются лишь добрые слова и обещания светлого будущего, звучащие с телеэкранов.


Мы не предлагаем применять к естественным монополиям какие-то разорительные драконовские меры. Но мы настаиваем, чтобы они были поставлены в равные ценовые условия с остальными российскими предприятиями. Назрело решение ограничить повышение монопольных цен и тарифов, в том числе и в ЖКХ, плановым показателем инфляции, который намечает Правительство. Если эта мера будет реализована, то мы увидим, что российскому производству жить станет легче, а людям веселее.


О налогах


Налоговую политику надо пересматривать коренным образом. С производства, с инвестиций, с инноваций налоги нужно убирать максимально, чтобы было выгодно вкладывать капиталы в развитие и модернизацию российской экономики. Потому что сегодня получается, что если заниматься бизнесом в России, то выгоднее инвестировать не в инновацию, а в экспорт сырья или импорт ширпотреба. А если заниматься инновациями, то выгоднее не в России, а в других местах. Вывоз капитала из России составил в 2011 году 80 млрд. долларов. Это примерно четверть всех наших инвестиций в основные фонды за тот же период. То есть каждый четвертый рубль не находит для себя в России выгодных объектов приложения. Не устраивают налоги, коррупция, состояние инфраструктуры и другие факторы.    Наше предложение по дополнительному пополнению бюджета известно. Это: налоги на роскошь и на сверхвысокие доходы, выведенные из бизнеса, из развития производства, это и меры по полному изъятию природной ренты, по восстановлению государственной монополии на алкоголь и целый ряд других.


Об оценке Правительства


Мы 4 года заслушивали в этом зале отчеты Правительства, чей срок полномочий скоро закончится. Еще ни разу партия «Справедливая Россия» не нашла возможности оценить его работу удовлетворительно. И это не из вредности, а на основе объективного анализа проделанной работы и полученных результатов. Поэтому и итоговую оценку за 4 года мы ставим невысокую. Но здесь, в этом зале у многих есть опыт преподавательской работы. И вы знаете, что педагог часто ставит двойку, чтобы заставить задуматься, критически оценить свои действия и мобилизоваться на работу. Вот так и наша фракция рассчитывает, что наша критика послужит тому, чтобы новое Правительство обратило самое серьезное внимание на проблемы и недостатки политики своих предшественников. Это уже будет началом пути к изменению, к улучшению ситуации. А фракция «Справедливая Россия» всегда готова поддержать серьезную работу на благо России — и политическим ресурсом, и своими разработками в области и экономики и политики.