МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов: монополизм маркетплейсов требует законодательных решений

26 января 2024

Ситуация на рынке онлайн-торговли доказывает необходимость скорейшего принятия предложений СРЗП по регулированию отрасли. Об этом заявил Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов, комментируя данные ФАС России.

Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon коллективно занимают доминирующее положение, около 80% рынка, заявил глава ФАС Максим Шаскольский. Само по себе это не является нарушением, хотя на маркетплейсы поступает множество жалоб от клиентов и партнёров, отметили в ведомстве. При этом ФАС ограничена в возможностях реагирования из-за действующего моратория на проверки IT-компаний, поэтому служба подчеркивает "важность механизма саморегулирования" в отрасли.

"ФАС пришла к очевидным выводам и при этом расписалась в собственном бессилии. Монополизм маркетплейсов и ситуация на рынке в целом доказывают, что одного саморегулирования недостаточно. Необходимо скорейшее принятие законодательных решений, на которых настаивает наша фракция, – прокомментировал Сергей Миронов. – В частности, мы призывали вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки IT-компаний. А главное, еще в конце сентября "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" внесла в Правительство программный законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, который устанавливает четкие правила игры для всех участников рынка. Ведь на сегодня пресловутое саморегулирование в отрасли все больше напоминает самоуправство. Когда онлайн-площадка может устанавливать какие угодно правила для потребителей, продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов, менять эти правила в любую минуту, вводить какие угодно штрафные санкции – всё это в одностороннем порядке. Принятие нашей инициативы снизит риски монополизма и произвола".

Законопроект "СРЗП", разработанный совместно с депутатами других фракций, детально определяет взаимоотношения онлайн-платформ с покупателями, продавцами, другими партнёрами.

"Например, согласно законопроекту, маркетплейсы не смогут больше распоряжаться счетами партнеров как своими собственными – списывать с них произвольные поборы и штрафы, – заявил Сергей Миронов. – Также маркетплейсам закрывается нынешний свободный доступ к личным кабинетам продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов. И главное, все правоотношения платформы со своими партнёрами должны быть отражены в публичных договорах, которые содержат четкие условия санкций, возможные суммы штрафов. Условия договоров могут пересматриваться по соглашению сторон не чаще раза в год, сейчас онлайн-площадки меняют их с десяток раз ежегодно".

Законодательное регулирование поможет развитию перспективной и важной отрасли, подчеркнул Председатель СРЗП.

"Маркетплейсы – это значимый сегмент онлайн-торговли, это успешный крупный бизнес, в который вовлечены миллионы людей. Но успех крупного бизнеса должен обеспечиваться в рамках закона, без ущемления чужих прав", – отметил Сергей Миронов.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International