МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов: подготовка инженеров – это ключевой вопрос развития страны

25 декабря 2025

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил на заседании Государственного Совета под председательством Президента РФ Владимира Путина, посвящённом вопросам подготовки кадров для экономики Российской Федерации:

- Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем стратегический для нашей страны вопрос. Мы помним, что "кадры решают все", но от того, какие это будут кадры, зависит будущее России.

В связи с этим я хотел бы начать с одной очень важной темы, а именно – удержания специалистов в оборонно-промышленном комплексе. Мы из истории хорошо помним, что очень часто прорывные технологии, которые потом использовались в мирных целях, были разработаны из необходимости оборонять нашу страну.

Сегодня российская промышленность перестроилась на задачи специальной военной операции. Предприятия работают в высоком темпе. Более того, этот вклад уже виден в макроэкономике: военная экономика стала одним из факторов, поддерживающих динамику внутреннего валового продукта.

Но вот что принципиально важно для кадровой подготовки: этот потенциал нельзя потерять после завершения специальной военной операции. Уверен, она завершится с решением всех задач, которые Вы, Владимир Владимирович, ставили. И Победа будет за нами. Но кадровое обеспечение оборонных производств – часть этой задачи. Но надо думать на шаг вперёд: сохранить людей, сохранить коллективы, сохранить технологические цепочки и главное – знания.

Завтра потребуется грамотное перепрофилирование части мощностей под гражданские цели. И сделать это можно только тогда, когда кадры остаются в отрасли и передают компетенции новым поколениям.

Поэтому нужны решения, которые укрепляют уважение к труду в ОПК и удерживают специалистов. Возможно, один из таких шагов – установить особую меру признания для работников ОПК: рассмотреть возможность присвоения им статуса и льгот, сопоставимых со званием "ветеран труда", как знака государственного уважения к людям, которые своим трудом обеспечивают безопасность страны и её экономическую устойчивость.

Вы неоднократно говорили, что главный резерв системы управления нашей страной – ветераны специальной военной операции. Именно их необходимо подготовить для занятия ключевых административных должностей. Они – будущая элита в государственном и частном секторе.

Сегодня уже говорилось о низкой безработице – 2,2%, это около 1,7 млн человек. Но парадокс: эти цифры сами по себе не означают устойчивости. В действительности, этих двух млн человек не хватает в самых базовых профессиях. У нас дефицит учителей, врачей, полицейских. Здесь необходимо думать. Я подробно не буду говорить, но я уверен, что достойная зарплата медикам и подготовка кадров просто необходимы. Сегодня, к сожалению, мы видим, что выпускники медицинских учебных заведений не идут в государственные структуры, идут в частные клиники со всеми вытекающими последствиями.

Не могу не сказать о школе. Ценность труда, ответственность перед обществом и привычка постоянно учиться формируются в детстве – через авторитет учителя и качество образования. Но сегодня престиж профессии учителя, к сожалению, снижается. Не могу не сказать о том, что реформа зарплат учителей практически начинает саботироваться, даже не начавшись.

Было заявлено, что 70% зарплаты составит фиксированная базовая ставка, а 30% – стимулирующие выплаты. Учителя пишут: на две тысячи повысили оклад и "срезали" все. Проверка тетрадей – бесплатно, заведывание кабинетом – бесплатно, все, что касается выслуги лет и категорий – тоже ничего. Не могу не сказать, в Москве зарплата учителя – 90 тыс. руб., а в Красноярске – 23-24 тыс. И это сказывается, учителей не хватает.

Не могу не сказать о безопасности. Сегодня кадровый некомплект в МВД превышает 170 тыс. человек. Часть сотрудников ушла добровольцами на СВО, нагрузка на оставшихся выросла кратно. При этом самый болезненный провал – на низовом уровне: участковые, ППС, оперативные подразделения. Тут, конечно, нужно предлагать достойную зарплату, делать службу престижной и конкурентоспособной.

Сегодня уже говорилось, и абсолютно правильно, о системе среднего профессионального образования. Колледжи сегодня – это уже не "второй выбор" для школьников. Это один из главных каналов подготовки кадров для экономики, и цифры это подтверждают: порядка 65% ребят после 9 класса выбирают именно среднее профессиональное образование. Значит, здесь формируется будущий костяк рабочих профессий, мастеров, техников – тех, на ком держится производство. На эту положительную динамику повлияло в том числе и возвращение труда в наши школы, уроки которого были абсолютно неправильным решением ликвидированы. И не могу не сказать, очень хорошо работает система "работодатель – колледж". Это ключ к подготовке кадров. Когда предприятие активно участвует в подготовке специалистов: формирует запрос, даёт места практики, наставников, оборудование, и потом забирает ребят на работу, это снимает главную проблему – разрыв между обучением и реальными требованиями производства.

Не могу не поднять проблему трудоустройства выпускников высшей школы. Послушайте, у нас, я назову вещи своими именами, ерунда происходит. Блестяще закончил вуз, хороший специалист, но если нет трех лет стажа, до свидания. Это "ловушка отсутствия опыта", и это необходимо менять.

Если колледжи, система среднего профессионального образования развивается в этом направлении, то в остальном очень много вопросов. Значит, необходимо наращивать практическую подготовку в вузах по всем отраслям.

И особенно это касается подготовки горных инженеров. Минерально-сырьевой комплекс – это принципиальная отрасль для развития страны. И для её кадрового наполнения нам необходимо сформировать корпус горных инженеров нового типа.

Хороший пример такой подготовки подает родной для нас, петербуржцев, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II. По Вашем поручению, Владимир Владимирович, он вошёл в пилотный проект по улучшению качества инженерного образования, и разработали полноценную систему инженерной школы. В ее основе переход к полноценному образованию, получаемому за один цикл.

Система очень простая – первые два года – единый базовый модуль, чтобы студент получил общую инженерную культуру. А дальше в рамках шестилетнего цикла получения высшего образования в целом формируются дополнительные компетенции, а выпускник осваивает две рабочие профессии. Фундамент подготовки – это практика. За шесть лет студенты получают до 52 недель реального опыта на предприятии в статусе инженера-стажёра.

Институт создал пять технологических площадок (четыре в Ленинградской области и одну в Крыму), где будущие инженеры овладевают нефтегазовыми, энергетическими и общеинженерными компетенциями, без которых сегодня невозможно представить востребованного рынком выпускника. И таких технологических площадок нет больше не только в России, нет нигде в мире. Наш Горный университет впереди планеты всей.

И ещё одна вещь, которую нельзя не отметить, – институт через развитую систему студенческого наставничества формирует профессиональную среду, которая сопровождает человека от поступления до трудоустройства и закрепления в профессии. Когда у выпускника есть не только компетенции, но и дисциплина, командность, понимание миссии – вот тогда получается настоящий инженерный корпус.

Считаю, что такой подход нужно не просто поддерживать, а закреплять как стандарт и масштабировать и на другие высшие учебные заведения. Подготовка инженеров – это ключевой вопрос развития страны, без них не будет настоящего технологического суверенитета.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International