Председатель Совета Федерации Сергей Миронов рассказал журналистам о методах, которые, по его мнению, необходимо применять для борьбы с коррупцией.
"Сводить борьбу с коррупцией к репрессиям – значит обрекать себя на бесконечное и бессмысленное противостояние с гидрой, у которой на месте каждой отрубленной головы тут же вырастают новые, - уверен Сергей Миронов, - вообразим на минуту, что все граждане и все чиновники стали вдруг исключительно честными и решительно отвергли любые коррупционные способы решения проблем. Но при этом бюрократические правила и процедуры функционирования государства остались неприкосновенными. Жизнь в стране просто бы остановилась. Партия "Справедливая Россия" исходит из того, что коррупция – это, прежде всего, проблема неэффективного государства. Кропотливое, точечное и последовательное совершенствование работы системы исполнительной и муниципальной власти даст неизмеримо больший антикоррупционный эффект, чем голые репрессии.
Как заявил сегодня Сергей Миронов, в рамках законодательного обеспечения противодействия коррупции партия "Справедливая Россия" считает важным выделить пять направлений. Во-первых, нужно максимально четко определить ареалы распространения коррупции в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти – как регуляторов, так и администраторов бюджетных расходов, а также в работе правоохранительных ведомств и в системе государственных и муниципальных услуг.
Во-вторых, нужно начать и в течение нескольких лет довести до конца очистку базовых и отраслевых законов, а равно и нормативной правовой базы от коррупциогенных норм. Чиновники должны подчиняться четким административным регламентам. Не должны иметь право принимать разные решения по одному и тому же вопросу. Необходима также официальная, возможно, даже утверждаемая специальным законом система мониторинга федерального и субфедерального законодательства и нормативной базы на предмет коррупционных рисков.
В-третьих, следует снизить полномочия многочисленных контролирующих органов, ввести их в четкие законодательные рамки. Принять четкое законодательство о финансовом и отраслевом контроле, исключающее чиновничий произвол. Более того, борьба с коррупцией должна вестись скоординировано, а не каждым из правоохранительных ведомств на свое усмотрение.
В-четвертых, нужно внести тщательно продуманные и сбалансированные изменения в законодательство о госслужбе. Создать устойчивые, в том числе и законодательно обеспеченные материальные мотивации некоррупционного поведения бюрократии. Квалифицированная, хорошо вымуштрованная национальная бюрократия – такое же условие экономического роста, как развитые инфраструктуры и высокое количество инноваций.
Ну и в-пятых, необходимо ужесточить уголовную ответственность коррупционеров, отменить для таких преступников условно-досрочное освобождение, ввести обязательную конфискацию имущества не только для коррупционера, но и для членов его семьи.
Это будет правильным и справедливым, считает Сергей Миронов, - коррупционер - это преступник, который подрывает сами устои государственной безопасности.
По мнению Сергея Миронова, антикоррупционная настройка системы исполнительной власти должна предусматривать несколько первоочередных и взаимоувязанных мер.
"Во-первых, давно пора создать специальный орган при Президенте по вопросам государственной службы, обеспечивающий контроль над разработкой административных регламентов, деятельностью крупных чиновников, ведущий подбор и аттестацию кадров. Подобный орган создан и прекрасно себя проявил, например, в Казахстане. В сущности, такой орган есть и у нас, но он упрятан в недра Администрации Президента. Это Управления по кадровым вопросам и госнаградам и Управление по вопросам государственной службы. Их можно было бы, как говорится, "вывести из сумрака" и наделить необходимыми полномочиями.
Во-вторых, следует определить перечень должностей, связанных с управлением бюджетными потоками, госимуществом, государственными заказами, где подверженность коррупции потенциально наиболее высока. Нужно ввести особый порядок замещения указанных должностей и контроля над лицами, их замещающими. В том числе предусмотреть для ряда случаев и механизм регулярных горизонтальных ротаций.
В-третьих, необходимо ввести финансовое планирование, связанное с жизнеобеспечением госслужащих. При поступлении на работу в государственное учреждение человек должен знать, как, когда и при каких условиях он может быть обеспечен жильем, его дети получат образование, а он сам – достойное пенсионное обеспечение. Чиновник, принимающий ответственные решения, должен быть уверен, что честная работа позволит ему решить – пусть не сразу, но гарантированно – все материальные проблемы".