Шквал критики, которым сопровождался процесс единого госэкзамена в прошлом году, касался в основном организационных моментов выпускных испытаний и приема вчерашних школьников в вузы. Надеюсь, выводы из этой критики будут сделаны. Это очень существенно, потому что организационные огрехи, наверное, неизбежные при первом всеобщем применении ЕГЭ, отвлекали от коренных недостатков этой навязанной российской школе системы проверки знаний выпускников.
Сегодня важный день для тех, кто заканчивает школу в 2010 году, для их родителей и в целом для российского образования. К 1 марта все выпускники должны были определиться, какие именно экзамены, помимо обязательных, они будут сдавать.
Времени подготовиться достаточно у всех, и у школьников, и у тех, кто их будет проверять, и у тех, кто будет зачислять их в вузы. Если все этим летом пройдет без технических и организационных сбоев, то у общества будет шанс увидеть ЕГЭ как бы в «чистом виде». Увидеть и еще раз оценить. Оценить по существу.
И тогда, уверен, количество сторонников единого госэкзамена в его нынешнем виде поубавится. Ведь опасность ЕГЭ вовсе не в неразберихе, характерной для прошлого года, а в том, что такой порядок оценки знаний дезориентирует всю систему отечественного образования. И дезориентирует молодых людей, которым внушается, что глубина знаний вовсе не самое главное, главное – уметь запомнить или угадать правильный ответ на далеко не всегда правильный вопрос.