Внимание общества к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и связанным с ним многочисленным проблемам, а в последние дни – скандалам и трагедиям, не может быть чрезмерным. Слишком важно будущее каждого юноши и каждой девушки, заканчивающих среднюю школу, для их семей и для всего общества. Да и само министерство образования и науки, сделавшее ЕГЭ альфой и омегой всей образовательной политики, должно было понимать, что столкнется с повышенным интересом к нововведению.
Именно этот интерес позволил выявить ряд коренных недостатков ЕГЭ, о которых много уже говорилось. Эти недостатки очевидны для всякого добросовестного педагога, для всякого ответственного родителя, для каждого молодого человека, думающего о собственном будущем. Недаром даже многие сторонники ЕГЭ признают, что была допущена явная спешка с повсеместным введением единого госэкзамена, что можно было бы сделать сдачу ЕГЭ добровольным делом. В сегодняшней, далеко уже зашедшей ситуации это было бы самым оптимальным, самым безболезненным решением, которое позволило бы остановиться и оглядеться, что же мы наделали.
Кроме того, введение принципа добровольности само по себе способствовало бы поиску более совершенных, более объективных и справедливых способов оценки результатов труда учащихся и педагогов. Не говоря уж о том, что в случае добровольной сдачи ЕГЭ можно было бы избежать трагедий, связанных с тем, что молодые люди просто не выдерживают испытания экзаменационным стрессом.