Одно из главных достоинств действующей Российской Конституции состоит в том, что, устанавливая основы государственного, общественного и экономического устройств нашей страны, она не консервирует раз и навсегда данное состояние российской государственности. Напротив, она дает мощный стимул для развития, определяя его ориентиры и цели.
Например, статья 7 устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством. Однако мы воспринимаем это не как констатацию факта и повод для самоуспокоения, но как цель, к которой мы обязаны стремиться. И соответственно сверяем с этой целью любые экономические и политические решения.
Или возьмем первую статью: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Означает ли это, что у нас все в идеальном порядке и с демократией, и с правовым характером государства? Нет, не означает. И пока ряд статей более напоминает декларацию о намерениях.
Но именно опираясь на конституционные принципы, мы пытаемся совершенствовать политическую систему России, делая ее более демократичной. Не все получается гладко, но тенденция очевидна. Она еще раз была подтверждена в Послании Президента страны Федеральному Собранию.
То же можно сказать и о разделе втором Конституции, в котором речь идет о правах и свободах человека и гражданина.
Иными словами, Конституция закрепляет тот путь, по которому уже почти два десятилетия идет наша страна. И если мы даже иногда топчемся на месте, Конституция не позволяет ни свернуть в сторону, ни повернуть назад. Без этой "дорожной карты" печальной была бы судьба нашего государства.