В странах развитой демократии парламенты реализуют две ключевые функции: во-первых, разрабатывают и принимают законы. Во-вторых, осуществляют гласный контроль за всеми аспектами жизнедеятельности государства, в том числе за органами исполнительной власти, работой госаппарата и т.д. Парламентский контроль – одна из важнейших основ парламентаризма.
Досадно, что почти за 20 лет существования у депутатов Госдумы руки не доходили до принятия закона о нем. Пытаясь восполнить данный пробел, группа депутатов от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ вместе с коллегами из других оппозиционных фракций почти три года назад внесла соответствующий законопроект. Но единороссы не были бы единороссами, если бы они в нормальном режиме взялись обсуждать и принимать эту давно востребованную законотворческую инициативу.
Нет, они поступили в своем ключе: саму-то идею, как говорят в народе, "съединороссили", но оппозиционный законопроект просто "затоптали" при обсуждении в думских комитетах, объявив его, ни много ни мало, "антиконституционным". Зато свой вариант, внесенный в Думу лишь недавно, готовятся вынести на пленарное заседание в ближайшие дни.
Между тем само сравнение этих двух конкурирующих законопроектов, говорит о многом. Тут сразу наглядно видно: кто хочет, чтобы Дума становилась по-настоящему сильной, влиятельной, авторитетной, а кто делает все, чтобы она по-прежнему оставалась слабой и декоративной, чем-то вроде филиала исполнительной власти, штампующего решения, принимаемые вне стен российского парламента.
Что предлагается в нашем законопроекте? Создать систему реального, парламентского контроля, при которой депутаты могли бы контролировать работу любого чиновника. Предусматривается возможность создания парламентских комиссий по контролю с весьма широкими полномочиями. Причем, на наш взгляд, такие комиссии должны создаваться на паритетных началах: то есть ни одна политическая сила там не должна превалировать в принципе.
Ну а что предлагают единороссы? Только отдельные малосущественные изменения в законодательство, по сути лишь закрепляющие то положение, при котором представительная власть находится "на подхвате" у исполнительной. По их мнению, свои комиссии, свои расследования парламентариям ни к чему. Достаточно, если депутатам будет разрешено входить в состав различных правительственных и межведомственных комиссий. Ох, какое "счастье", какая "честь"! Или, скажем, единороссы предлагают, чтобы Правительство представляло антикоррупционную экспертизу всех законопроектов. Хотя возникает вопрос: а что мешает проводить такую антикоррупционную экспертизу силами самого парламента? Это было бы куда логичнее. Ведь речь идет о контроле, в том числе за тем же самыми правительственными чиновниками!
Нет смысла перечислять все нюансы. Ясно одно: вместо реального решения нам в очередной раз подсовывают пустышку. Весьма уместно посмотреть на все эти законотворческие изыски через призму зарубежного опыта. Парламентские комиссии и комитеты, которые создаются в любом парламенте, в тех же США, к примеру, имеют гигантские полномочия по парламентскому контролю. И президент, и глава Правительства, и любой министр – любое должностное лицо обязано, если парламентарии того требуют, давать пояснения по вопросам, которые становятся предметом парламентского контроля. Увы, у единороссов по отношению к зарубежному опыту действуют двойные стандарты.
Когда принимался одиозный закон о митингах, шло прямо-таки жонглирование примерами из иностранной практики. То же самое происходит, когда сегодня хотят НКО объявить "иностранными агентами". Но вот по поводу зарубежного опыта парламентского контроля они хмурят брови: "А причем тут это? Мы в России живем".
Есть такой занятный афоризм: "Марионетки не боятся виселицы, они пуще всего боятся ножниц". Понятное дело: если кто-то перережет ниточки, связывающую куклу с кукловодом, она перестанет двигаться, действовать, жить. А если когда-нибудь будут "перерезаны ниточки", тянущиеся в Думу из Кремля и Белого Дома, и она станет по-настоящему самостоятельной и ответственной? Боюсь, для многих представителей ЕР это может стать политическим, а то и жизненным крахом. Ведь они привыкли жить по принципу "Чего изволите?", они привыкли, когда их дергают свыше, когда им указывают в каждом случае, что делать, как голосовать, как поступать.
Вот и закон о парламентском контроле они продвигают слабый, беззубый, марионеточный. Где, в каком парламенте можно увидеть такое, чтобы парламентарии сами принижали свой вес, сами выступали против полномочий по парламентскому контролю? Разумеется, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не будет голосовать за это. В профанациях и имитациях мы не участвуем. Мы верим, что рано или поздно придет время, когда российский парламент станет настоящим, полноценным законодательным и представительным органом, выражающим не интересы правящей бюрократии, а волю народа. И тогда, несомненно, будет востребован наш вариант, наши подходы.