27 августа 2002 года Президиум Совета законодателей России в качестве главного обсудил вопрос законодательного регулирования в сфере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. Ведший заседание Председатель Совета Федерации, председатель Президиума Совета законодателей Сергей Миронов отметил, что общение с представителями исполнительной и законодательной ветвей власти в 14 субъектах Российской Федерации позволяет ему утверждать, что особенно актуальны в регионах вопросы финансирования, проблемы использования биоресурсов и определение меры ответственности различных органов власти за решение тех или иных проблем, которые нельзя решить без законодательного закрепления и более четкого разграничения полномочий между региональными органами власти и местным самоуправлением.
Выступая с основным докладом, председатель Госсовета Татарстана, председатель Комиссии Совета законодателей по вопросам разграничения полномочий между органами власти – федеральными, региональными и местным самоуправлением Фарид Мухаметшин подчеркнул, что крайне серьезно стоит вопрос, быть или не быть местному самоуправлению. По его словам, крайне необходим законодательный инструмент – новый закон о местном самоуправлении. Для укрепления власти на местах, продолжал он, нужны гарантии, защищающие местное самоуправление, необходима государственная поддержка органов народовластия. "Местное самоуправление, – заявил он, – элемент государственного строительства". Фарид Мухаметшин заметил, что существует более 150 нормативных документов, касающихся вопросов компетенции местного самоуправления, но, добавил он, и ученые, и законодатели говорят о значительном количестве в них пробелов по многим проблемам функционирования местного самоуправления. Это касается и регионального законодательства, финансирования, государственного контроля, судебной защиты этих органов народовластия, подчеркнул он. Председатель Госсовета Татарстана сказал, что необходим новый закон, который будет регулировать основные вопросы разграничения полномочий региональных и местных органов власти, а отдельные проблемы можно будет решить при помощи инструкций и договоров.
В обсуждении по первому вопросу повестки заседания приняли участие члены Президиума и Рабочих комиссий Совета законодателей.
Александр Назарчук, председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов, предложил включить в новый закон о местном самоуправлении принцип выборности глав органов местного самоуправления.
Председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Рафгат Алтынбаев проинформировал о ходе работы над законопроектом, который в сравнении с действующим "более полон и детализирован". В новый законодательный акт предлагается включить 12 глав и более 80 статей, регулирующих все вопросы деятельности органов местного самоуправления.
Чрезвычайно важным, "ключевым" вопросом государственного устройства назвал проблемы законодательного обеспечения местного самоуправления председатель Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между центром и регионами при Президенте РФ, заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак.
Оперируя данными о количестве населенных пунктов и муниципальных образований в России, он обратил внимание членов Президиума на то, что органы местного самоуправления до сих пор действуют не во всех населенных пунктах. "Получается, что Конституция и законы сами по себе, а жизнь сама по себе", – сделал вывод Дмитрий Козак, говоря о состоянии местного самоуправления в РФ. Первоочередная задача в отношении местного самоуправления, по его словам, создать такие органы власти, которые были бы в состоянии эффективно решать насущные для населения вопросы.
Разделяя озабоченность законодателей, Дмитрий Козак говорил о необходимости определения полномочий местного самоуправления и гарантии их государственной, в том числе судебной, защиты. Отдельное место занимает вопрос об организации местного самоуправления на районном межмуниципальном уровне, где возможны два варианта его функционирования – на законодательной или добровольно- договорной основе.
Вторая сторона вопроса о деятельности местного самоуправления – финансовое обеспечение возложенных на муниципалитеты государственных функций. В Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий стараются найти "форму выравнивания бюджетной обеспеченности" в различных муниципальных образованиях через проведение четкой межбюджетной политики. В качестве положительного опыта был приведен пример Мордовии, где на 5 лет были закреплены доходные источники муниципальных образований, что привело к росту доходов на 150%. Практика организации местного самоуправления в Мордовии позволила выровнять уровень бюджетной обеспеченности во всех 320 муниципальных образований данного региона.
Что касается нового законопроекта о местном самоуправлении, который бы позволил с учетом всех выявленных практикой реализации предыдущего закона, то Дмитрий Козак сообщил о том, что в его Комиссии подготовлен уже третий вариант данного законодательного акта. Ряд регионов выступил с законодательными инициативами по этой проблеме, которые уже поступили в Госдуму и будут включены в план законотворческой деятельности на осеннюю сессию. Однако, по мнению заместителя Председателя Совета законодателей Любови Слиска, концептуальные положения поступивших законодательных инициатив противоречат друг другу.
Члены Президиума Совета законодателей заслушали информацию о примерной законодательной программе, с которой выступила первый заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска. В период формирования проекта законодательной деятельности в Госдуму поступило полторы тысячи предложений, из них более 70% составили законодательные инициативы Правительства РФ.
В "первоочередной список" для рассмотрения Госдумой включены более 150 законов в сфере государственного строительства, экономики и финансово-бюджетных отношений.
Председатель Мурманской областной Думы Павел Сажинов предложил выработать по закону о местном самоуправлении согласованное мнение территорий, чтобы подготовить работоспособный закон, который будет исходить из интересов граждан и не станет очередным "компромиссом между политическими фракциями в Госдуме". С другой стороны, подчеркнул член Президиума Павел Сажинов, учет мнений субъектов РФ и муниципальных образований позволит сформировать позитивное отношение к реформе местного самоуправления. Он высказал свое неудовлетворение тем фактом, что законодательная инициатива их региона о защите имущественных прав военнослужащих-сирот не рассматривается Госдумой уже более года. Отвечая на вопросы членов Президиума Совета законодателей о порядке и сроках прохождения через Госдуму законодательных инициатив регионов, Любовь Слиска пояснила, что не имеет "рычагов давления" на Комитеты Госдумы, которые являются субъектами законодательной инициативы и, порой, "откладывают в долгий ящик" инициативы, поступившие из субъектов РФ.
Заместитель председателя Совета Федерации, ответственный секретарь Совета законодателей Александр Торшин проинформировал членов Президиума о ходе формирования Комиссий Совета законодателей и поступивших из регионов предложениях по совершенствованию положения о Совете законодателей. Большинство руководителей законодательных органов субъектов РФ (63 члена Совета законодателей) уже определились со своим участием в работе созданных семи Комиссий, начата работа над положением о Комиссии. Этот вопрос, как и рассмотрение поправок к положению о Совете законодателей, по предложению Александра Торшина было решено рассмотреть в октябре на пленарном заседании Совета законодателей.
Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, в принятом по итогам решении Президиума Совета законодателей констатируется несовершенство законодательной базы в отношении местного самоуправления, в результате чего "муниципальные образования лишены реальных финансовых и материальных возможностей для реализации возложенных на них полномочий". Президиум рекомендовал обеим палатам Федерального Собрания РФ ускорить разработку и принятие новой редакции Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" с учетом проведенной предварительной работы и всех поступивших предложений. В первую очередь, по мнению членов Президиума, необходимо законодательно уточнить само понятие, объем и перечень вопросов местного значения и предусмотреть четкое разграничение компетенции и ответственности федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Новым законом должны быть закреплены те формы местного самоуправления, которые "доказали свою жизнеспособность на практике", отработаны в истории отечественного государственного строительства. По мнению законодателей, необходимо также внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, направленные на закрепление за органами местного самоуправления на постоянной основе части доходов от регулирующих налогов, что, по мнению членов Президиума, является гарантией экономической стабильности муниципальных образований.
Следующее заседание Президиума Совета законодателей состоится 24 сентября, пленарное заседание Совета законодателей – в октябре.