Состоялся официальный визит Председателя Совета Федерации Сергея Миронова в Калининград. Он принял участие в совместном заседании сенаторов, депутатов областной Думы и местной администрации, посвященном правовому, бюджетному и международному обеспечению региона.
Сергей Миронов побывал в самом западном регионе страны почти сразу после посещения Республики Польша. Эти поездки связаны между собой общей озабоченностью руководства России будущим анклава после расширения Евросоюза на восток. Вхождение в пространство ЕС Польши и Литвы означает принципиально иную ситуацию вокруг Калининградской области. Совершенно очевидно, что если не достигнуть договоренности с Европейским союзом об обеспечении свободного перемещения людей и грузов, то будут нарушены права и свободы граждан Российской Федерации, ущемлены экономические интересы целого региона.
Путь стратегического решения "калининградской головоломки", как называют ситуацию вокруг российского анклава на Западе, изложен в послании Президента РФ Владимира Путина руководству Евросоюза. К сожалению, конструктивный подход и готовность к совместному поиску ответов на возникшие вопросы пока не встретили должного понимания у европейцев. Они оказались не готовы к конструктивным предложениям Москвы.
Вместе с тем, по мнению Сергея Миронова, в ЕС уже начали прислушиваться к аргументам российской стороны. Обеспокоенность признается обоснованной. Но до конкретных решений дело пока не доходит. Устав ЕС, разработанный в начале семидесятых годов прошлого века, в эпоху пресловутого "железного занавеса", сегодня явно устарел. Однако даже в нем есть определенные исключения из правил. И Калининградская область, убежден председатель верхней палаты парламента, - как раз тот случай.
Нельзя забывать и о Венской конвенции, касающейся различных международных договоров. В ней прямо говорится, что если двусторонние соглашения ущемляют интересы третьей стороны, то они автоматически признаются ничтожными. Ситуация, в которую попадет Янтарный край России после вступления в ЕС Литвы и Польши, вполне подходит под это определение. Дело за тем, как доказать очевидное тем, кто намеренно глух и слеп.
Почему живучи двойные стандарты в мышлении тех, кто считает себя поборниками прав человека? Чем россияне хуже граждан, например, Мексики, Гватемалы, Малайзии и некоторых других государств, где не меньше, если не больше, чем в нашей стране, сложностей с криминалом, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков, которые имеют право без виз посещать Европу? Почему же нам предлагают ездить по визам, пусть "дешевым и многократным"? По этим вопросам представители Евросоюза до сих пор ни на какие уступки не идут.
Между тем техническое решение, убежден Сергей Миронов, существует. Как вариант: пассажиры поездов и автобусов следуют транзитом через территорию Литвы без виз. Те же, кто выбрал личный автотранспорт, приобретают визы в установленном порядке. Это касается и граждан третьих стран. Речь идет примерно о 150 тысячах человек в год. Примерно такими возможностями и располагает консульская служба Литовской Республики в Калининграде.
А ведь вопрос о свободном проезде затрагивает не только калининградцев. Как быть гражданину России, живущему на Дальнем Востоке, где по определению нет литовских дипломатических представительств, а следовательно, нет возможности получить транзитную визу в Калининград?
- Вот почему, - говорил Сергей Миронов, - визовый режим означает создание нового занавеса.
Важно помнить, что Калининград был, есть и будет составной частью России. Но это особый регион, и необходимо по-особому подходить к его развитию. Для российского анклава необходимо создать исключения из существующих правил. Сергей Миронов говорил о целесообразности выделить отдельной строкой в бюджете финансирование программ развития анклава.
Опасения ЕС будут иметь под собой определенную почву, пока уровень жизни населения области как минимум не сравняется с уровнем жизни ближайших соседей - Польши и Литвы. Эта задача уже решается руководством региона при активном участии Центра. Принята и реализуется Федеральная целевая программа развития Янтарного края. В лучшую сторону изменилась инвестиционная политика. Так, инвестиции в реальный сектор экономики выросли в 2001 году почти на тридцать процентов. Пищевая отрасль дала прибавку сорок процентов. Производство строительных материалов выросло на треть. В ближайшей перспективе в Балтийске появятся глубоководный порт и паромная переправа, которая свяжет калининградцев с "Большой землей"...
Но вовсе не обязательно, чтобы решение проблем региона требовало каких-то "жертв" от госбюджета. Скажем, администрация области сумела доказать целесообразность введения новых железнодорожных тарифов, учитывающих политические и географические особенности региона, что сделало портовый комплекс конкурентоспособным.
Однако сегодня регион нуждается в помощи. В числе первоочередных задач - модернизация транспортного комплекса, обеспечение энергетической самостоятельности, сохранение благоприятной инвестиционной политики. Последнее имеет принципиальное значение. В новом проекте Таможенного кодекса понятие "свободная экономическая зона" как таковое отсутствует. Если он будет принят в таком виде, то потери на каждой тонне грузов, отправляемых транзитом через Литву и Польшу, составят до двух долларов.
Сенаторы с пониманием отнеслись к обеспокоенности, высказанной губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым. В итоге законодатели в числе первоочередных задач выделили для себя необходимость разработать и принять так называемый рамочный закон о свободных экономических зонах. В нем крайне нуждаются два субъекта Федерации - Сахалин и Калининградская область.
Игорь НАУМОВ, Калининград.