МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Приоритет правовой базы. ("Независимая газета" (Москва).- 18.10.2002.- №223-224.- с.9)

18 октября 2002

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предлагает начать реформирование ОПК с принятия новых законов

Десятилетняя история реформирования российского оборонно-промышленного комплекса наглядно демонстрирует, что одна только исполнительная власть не способна справиться с этой задачей. Между тем до недавних времен роль Федерального собрания в законодательном обеспечении преобразований оборонной промышленности была не слишком заметной. В 2002 г. ситуация начала меняться. Помимо прочего об этом свидетельствует и стремление Совета Федерации стать местом решения острых противоречий между московскими реформаторами и региональной оборонкой. Свой взгляд на проблему высказывает председатель Совета Федерации Сергей Миронов, посетивший прошедшим летом ряд предприятий ОПК в различных субъектах Российской Федерации.

- Сергей Михайлович, общение корреспондентов "НГ" с представителями ОПК из регионов показывает, что они выражают беспокойство некоторыми аспектами утвержденной почти год назад Программы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, рассчитанной до 2005 года. Например, тем, что большинство интегрированных структур "прописываются" в столице. Существует ли эта проблема и как, по вашей оценке, ее следует решать?

- В 2001 году Минпромнауки России завершило разработку трех федеральных целевых программ: "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2002-2006 годы"; "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники"; "Национальная технологическая база".

Они были приняты в конце 2001 года. Дальнейшие практические шаги органов исполнительной власти определяются названием программ. Однако законодательно-правового обеспечения этих шагов до настоящего времени нет. Законодатели полагают, что было бы правильнее сначала рассмотреть соответствующие законопроекты и принять законы, регламентирующие реформирование ОПК с организацией новых интегрированных структур, а затем вводить в действие инструмент их реализации - федеральные целевые программы.

Наиболее обсуждаемой частью первого из перечисленных документов является заложенный "матричный" принцип реформирования ОПК: образовывать вертикально-интегрированные структуры по конечным продуктам, горизонтально-интегрированные структуры - по профильным технологиям и комплектующим изделиям для них.

Попытки на первом этапе реализации программы создать во главе интегрированной структуры (холдинга) управляющую компанию, "прописанную в Москве", но не обладающую ни научным, ни конструкторским, ни производственным потенциалами, а являющуюся, по сути, организационно-финансовым органом, привели к задержкам в реализации проектов. Кроме того, так как ряд предприятий ОПК являются градообразующими, изменение финансовых потоков в конечном итоге отрицательно сказывается на экономике, вызывая рост социального напряжения в регионах.

- Оптимальна ли нынешняя система управления ОПК? Считаете ли вы необходимым усилить роль Совета Федерации в решении проблем ОПК и военного строительства?

- Полагаю, что эти вопросы будут решены в текущем году при рассмотрении Федеральным собранием ряда законопроектов по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса страны, разрабатываемых по поручению председателя правительства Российской Федерации заинтересованными органами исполнительной власти государства. При этом представляется целесообразным в законодательном плане рассмотреть вопрос приоритетности формирования интегрированных структур ОПК на базе существующих головных научных и производственных предприятий в рамках уже сложившейся кооперации без создания новых управляющих компаний, не занимающихся научно-производственной деятельностью. Тем более что положительный опыт создания подобных структур существует - по указу президента Российской Федерации в 2002 году создано ОАО "Тактическое ракетное вооружение".

При приоритетном подходе к формированию холдингов на базе головных предприятий целесообразно провести дополнительный экспертный анализ уже принятых указов о создании холдингов, например о создании ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой", для последующего внесения в них установленным порядком соответствующих принятому федеральному закону изменений и дополнений.

Для реализации стратегии государства в отношении оборонной отрасли, гарантирующей ее дальнейшее развитие, безотлагательно нужен закон о государственной поддержке ОПК и оборонно-промышленного производства страны в области финансирования, налогообложения, землепользования, таможенного законодательства, обеспечения всеми видами ресурсов, транспортного обеспечения, законодательства в сфере банкротства, социального обеспечения и т.д.

Такой подход будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в оборонной промышленности, обеспечит четкость в финансировании государственного оборонного заказа и прозрачность в использовании финансовых (особенно бюджетных) ресурсов, оптимизирует имеющиеся ограничения по участию интегрированных структур в военно-техническом сотрудничестве, сведет до минимума дублирование производств, обеспечит оптимальный баланс научно-конструкторского и производственного потенциалов.

Думаю, при этом необходимо обратить внимание на вопрос управления оборонкой страны единым органом исполнительной власти государства.

Сергей Сокут, Салават Сулейманов

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International