Как уже сообщалось, в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему "Совершенствование принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: перспективы законодательного обеспечения".
В дискуссии приняли участие Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, заместитель руководителя Администрации Президента Дмитрий Козак, сенаторы, депутаты, чиновники и ученые, представители регионов. С докладом выступила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.
Как отмечалось в докладе и выступлениях на парламентских слушаниях, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов является одной из наиболее важных задач на современном этапе развития российской государственности. Обязанности органов публичной власти перед гражданами должны быть не только закреплены законодательно, но и подкреплены эффективными механизмами их реализации. Прежде всего финансовым обеспечением.
Геннадий Селезнев отметил, что принятые несколько лет назад базовые законы, регулирующие эту сферу, сыграли свою роль в становлении федеративной системы в нашей стране. Однако сегодня они уже не отвечают требованиям дня. Наступил новый этап укрепления основ российской государственности, и он требует более совершенной нормативной правовой базы.
С такой оценкой согласен и Сергей Миронов. Проблема разграничения полномочий назрела давно, и дальнейшее затягивание ее решения недопустимо. Основным критерием передачи полномочий от одного уровня власти другому Председатель Совета Федерации считает удовлетворение интересов людей.
Конституция заложила основу для такого подхода. Однако ее статья 72, определившая сферу совместного ведения, не разграничила должным образом полномочия Центра и регионов. На практике это приводит к тому, что, с одной стороны, неудовлетворительно осуществляются отдельные полномочия, с другой - появился так называемый необеспеченный федеральный мандат. В итоге закрепленные федеральными законами обязательства перед населением органов власти субъектов Российской Федерации оказались не подкреплены материальными и финансовыми ресурсами. Речь идет о сумме, сопоставимой с госбюджетом.
Те, кто в 1993 году разрабатывал Основной Закон, не произвели оптимального размежевания компетенций органов власти разных уровней. Несмотря на это, существующие конституционные нормы позволяют законодателю эффективно разграничивать права и обязанности Центра и регионов. Из этого следует, что трансформация закрепленных в Конституции предметов ведения в конкретные полномочия должна осуществляться исключительно в форме федерального законодательного акта, равноценного по своей юридической силе с конституционным законом.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" был разработан в Комиссии при Президенте России, которую возглавляет Дмитрий Козак. В законопроекте, по мнению участников парламентских слушаний, находят решение многие принципиальные вопросы федеративного устройства. Не случайно Сергей Миронов высказал мнение, что внесение Президентом этого документа в Государственную Думу можно рассматривать в качестве важного элемента крупномасштабной правовой реформы, затрагивающей федеральное и региональное законодательство.
Дмитрий Козак был достаточно критичен в оценке этого законопроекта. Он признал, что в нем все еще есть немало спорных моментов. Поправки и уточнения продолжают поступать. Однако важно, что проект закона определяет механизм разграничения полномочий в жесткой увязке с бюджетным финансированием. Без закрепления финансовой самостоятельности субъектов Федерации, по мнению Дмитрия Козака, новый механизм работать не будет.
Действительно, сегодня назрела необходимость закрепить законодательно перечень полномочий регионов, осуществление которых должно финансироваться ими из собственных бюджетов. Такой перечень даст четкое представление, за что субъекты Федерации должны платить, что называется, из собственного кармана, а что получать в виде субвенций из госбюджета. При этом разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти должно быть произведено с ориентацией на гражданина, на безусловное обеспечение его прав и законных интересов.
По мнению участников парламентских слушаний, Комиссия при Президенте РФ, возглавляемая Дмитрием Козаком, проделала колоссальный объем работы. Существенный вклад внесли со своей стороны Государственный совет, федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.
Теперь очередь за Федеральным Собранием, которому принадлежит решающая роль в совершенствовании нормативной правовой базы.
Игорь НАУМОВ