"То, что заседание прошло в рабочем режиме с позитивными результатами, - лишнее свидетельство того, что Межпарламентская ассамблея - признанный авторитет в международном межпарламентском сообществе". Так, завершая XX юбилейное пленарное заседание МПА СНГ, сказал Председатель Совета Федерации, председатель Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ Сергей Миронов.
Главное внимание парламентарии стран Содружества уделили образовательной проблеме. Задача-максимум, к выполнению которой они стремятся, - создание общего образовательного пространства СНГ. Работа это непростая, требующая гармонизации национальных законодательств, поэтому по результатам обсуждений депутаты рекомендовали парламентам стран СНГ придать статус приоритетных проектам законов в области образования, которые разрабатываются на основе модельных законодательных актов, принятых Межпарламентской ассамблеей.
Были одобрены три модельных закона, разработанные постоянной комиссией МПА СНГ по науке и образованию. Это законы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "Об образовании взрослых".
Последний закон принят в новой редакции, устанавливающей правовые основы общегосударственной политики в этой области. Закон "Об образовании взрослых" призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающей профессиональное совершенствование и развитие личности человека.
Были приняты и другие модельные законы: "О просветительской деятельности", "О государственной экспертизе", "О полиции (милиции)".
Важным для подъема экономики может стать модельный закон "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", разработанный постоянной комиссией МПА по вопросам обороны и безопасности. По словам первого заместителя директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ Владимира Лопатина, этот закон призван "стимулировать конкурентоспособность национальной промышленности и экономики стран СНГ за счет применения новых технологий и других достижений научно-технической деятельности, полученных при финансовой поддержке государства".
Большое внимание парламентарии уделили проблеме использования международных избирательных стандартов в законодательной практике государств Содружества и Европы. Признавая обеспечение и защиту избирательных прав и свобод граждан одной из важнейших целей демократического развития стран СНГ, депутаты подчеркнули необходимость дальнейших усилий в совершенствовании механизма правового регулирования избирательного процесса.
Не был забыт и Петербургский экономический форум (ПЭФ), ставший своеобразным деловым символом периода белых ночей. Накануне пленарного заседания Совет МПА СНГ одобрил концепцию 7-го ПЭФа, который пройдет с 18 по 20 июня 2003 года под девизом: "Эффективная экономика - достойная жизнь".
Как подчеркнул Сергей Миронов, на очередном форуме особое внимание будет уделено "привлечению иностранных инвестиций в страны СНГ, проведению экономических и социальных реформ, развитию современных информационных технологий, формированию единого экономического пространства с Европейским союзом, вступлению новых стран во Всемирную торговую организацию".
Кроме того, решено, что на каждом форуме отныне одна из стран СНГ будет презентовать свои возможности.
В следующем году такой страной должен стать Казахстан. Такого же рода презентацией, по словам Сергея Миронова, будет отмечен и Дальневосточный федеральный округ России.
В штаб-квартире Межпарламентской ассамблеи СНГ прошла международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства".
Открывая конференцию, председатель Государственной Думы России Геннадий Селезнев отметил, что конференция проходит "в условиях острой, но заинтересованной публичной дискуссии о белорусско-российском единении". При этом подчеркнул, что сейчас в связи с неопределенностью в государственном устройстве и правовой системе Союзного государства активизировались антисоюзные силы, намереваясь сорвать процесс единения двух братских народов.
"Однако при всем этом я могу уверенно заявить: никто из высших руководителей России и Белоруссии - ни Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, ни Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко, ни я и мои коллеги по Парламентскому Собранию Белоруссии и России - не намерены сворачивать с магистральной дороги объединения государств и народов", сказал Геннадий Селезнев.
Председатель Совета Республики Национального собрания Белоруссии Александр Войтович отметил положительные сдвиги в объединительном процессе. В частности, по его мнению, министерства и ведомства Белоруссии и России "достаточно активно включились в разработку союзной социальной политики.
Однако, конференция выявила и ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ближайшее время. Главнейший из них - юридический статус самого Союзного государства. По мнению Геннадия Селезнева, в будущем Конституционном Акте речь может идти не о Союзном государстве, а о Союзе государств.
"Каждое государство останется суверенным. Конституционный Акт на первом этапе заменит нам конституцию. По этой теме нам нужно провести референдум, после чего принять поправки и в нашу, и в белорусскую конституции. Это очень серьезный документ. Но если будет политическая воля, все процедуры можно пройти в 2003 году, а осенью 2004 провести выборы в парламент Союзного государства", считает спикер нижней палаты российского парламента.
В штаб-квартире Межпарламентской ассамблеи не мог остаться незамеченным и вопрос об обострении отношений между европейскими странами и Белоруссией.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов прокомментировал это так:
"У России была и остается принципиальная позиция - если мы говорим о Европе без границ, о большой Европе, то Белоруссия, точно так же, как Россия, немыслима без Европы, и наоборот. И чем скорее наши коллеги и партнеры по Европе поймут, что путь изоляции какого-либо государства и устраивание из этой страны некоего пугала демократическим устоям - это тупиковый путь, - тем лучше.
Определенно можно сделать вывод: какие бы сложности не встречались на пути Союза России и Белоруссии, они будут преодолены. А что касается некоторых недопониманий и шероховатостей - это, как заметил Сергей Миронов, "утрясется".
Алексей ЕРОФЕЕВ, Санкт-Петербург.