В дискуссии приняли участие представители Президента России, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Со своим видением проблемы выступил председатель верхней палаты Сергей Миронов.
В центре внимания участников парламентских слушаний был анализ законодательства РФ. Отмечалось, что органы власти особенно заинтересованы в совершенствовании системы мониторинга правовой системы государства, поскольку это дает возможность осуществлять планирование законодательной деятельности. Проблема имеет особую актуальность для России в связи с тем, что в действующем законодательстве существуют определенные противоречия. Отдельные стороны общественной жизни и экономической деятельности продолжают регулировать нормы сороковых годов прошлого века. Параллельно с этим работают нормы переходного периода, идет активное законотворчество.
Впрочем, по мнению председателя Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Геннадия Бурбулиса, еще не известно, стоит ли гордиться столь бурным законотворчеством. Далеко не все принятые за последние годы законы совершенны. Зачастую, принимая их, депутаты Госдумы и сенаторы констатируют это, но в качестве оправдания звучит, что уже начата работа над поправками, призванными устранить противоречия. Некоторые федеральные законы содержат также много отсылочных норм. В результате их содержание выхолащивается чиновниками, разрабатывающими ведомственные инструкции, разъяснения и прочие подзаконные акты.
Множество законопроектов годами остаются невостребованными. Вызывает обоснованные сомнения эффективность работы в этом направлении субъектов Федерации. До Государственной Думы доходит в лучшем случае пять - семь процентов разработанных в регионах проектов нормативных правовых актов.
- Мы дошли до предела, когда бурное законотворчество должно быть приостановлено, - полагает Геннадий Бурбулис.
Выход Геннадий Эдуардович видит в создании федерального Центра мониторинга права, что могло бы стать предпосылкой обеспечения стабильности законодательного процесса. В принципе работа ведется и сейчас. Например, значительный опыт и богатые традиции накопили органы судебной ветви власти, которым приходится постоянно применять нормативные правовые акты при рассмотрении конкретных конфликтных ситуаций. Однако, подчеркнул в своем выступлении Сергей Миронов, богатейший материал по правоприменительной практике остается невостребованным. Информация за пределы судебного сообщества не выходит. Кроме того, судебная власть не имеет права законодательной инициативы.
Не упорядочена должным образом и деятельность исполнительной власти по анализу и прогнозу законодательной и правоприменительной практики. Министерства и ведомства осуществляют мониторинг "своих" нормативных правовых актов. Но это не стало обязательным условием их работы. Как, впрочем, своевременное информирование законодателей о нестыковках и противоречиях в законах.
Среди исполнительных органов власти в большей степени активно Министерство юстиции. В компетенцию Минюста в соответствии с Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" отнесено полномочие по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации. С этой целью создан Научный центр правовой информации. Следующим шагом должно стать формирование единого банка нормативных правовых актов, включающего федеральные законы, акты федеральных органов исполнительной власти и соответствующие акты субъектов Федерации.
Парламенту принадлежит ответственная роль в осуществлении мониторинга правоприменительной практики, но Конституция напрямую не закрепляет за Федеральным Собранием такие полномочия. Верхняя и нижняя палаты проводят его в рамках работы комитетов и комиссий в пределах вопросов их исключительного ведения. Это приносит свои плоды, однако чаще для решения конкретных задач, институтов общества и государства.
Центр мониторинга права, предложение о создании которого прозвучало на парламентских слушаниях, призван устранить недостатки. Он возьмет на себя функции независимой экспертизы российских законов, чтобы они в полной мере отвечали требованиям дня.
Игорь НАУМОВ