Вчера 101-е заседание Совета Федерации подвело черту под напряженной работой палаты в ходе осенней сессии 2002 года. Для сенаторов начались зимние парламентские каникулы, Очередное заседание теперь состоится 15 января.
На финишной прямой осенней сессии членов Совета Федерации ждало серьезное испытание - в повестке значилось сорок четыре вопроса, в том числе ряд важнейших для страны законов, принятых Государственной Думой. Причем отношение к некоторым у сенаторов было далеко не однозначным. Например, пакет законов по реформе железнодорожного транспорта, изменения и дополнения в закон о валютном регулировании. Дискуссии по ним могли затянуться и выйти за рамки жесткого регламента. Не случайно накануне были опасения, что сенаторы просто физически не успеют уложиться в отведенное для заседания время. Впрочем, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов (на снимке) развеял сомнения, заявив о готовности коллег сократить до минимума перерывы и работать "до упора", чтобы на каникулы уйти с чувством выполненного долга. Свое обещание сенаторы сдержали.
С долларов сняли "торговую наценку"
После принятия федерального закона "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте", можно считать окончательно перевернутой страницу новейшей истории российских финансов. Налог на покупку иностранной валюты стал следствием дефолта, потрясшего страну в августе 1998 года. Лишь теперь законодатели сочли возможным отказаться от своеобразной торговой наценки.
Позицию Комитета по бюджету озвучил заместитель председателя комитета Олег Чиркунов - налог на приобретение иностранной валюты показал свою недостаточную эффективность. Издержки по контролю за операциями такого рода высоки. Отмена налога явится очередным шагом, направленным на модернизацию налоговой системы государства в целях повышения ее эффективности. В связи с чем было предложено одобрить закон, что палата и сделала.
Налоги начнут собирать по-новому
На вчерашнем заседании было рассмотрено несколько федеральных законов, связанных с внесением изменений и дополнений в Налоговый кодекс. В частности в статью 243. Изменения уточняют порядок сверки правильности применения налогового вычета по единому социальному налогу в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в отчетном периоде сумма налогового вычета превысит уплаченный страховой взнос, эта разница будет считаться занижением суммы налога. Определены отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Также сенаторы рассмотрели федеральный закон о внесении изменений и дополнений в некоторые главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации.
Закон корректирует системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, акцизы, налог на прибыль и налог с продаж. Разрешает налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, относить к расходам суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на территорию России, а также суммы уплаченных налогов и сборов.
Вместе с тем новый закон, по признанию заместителя председателя Комитета по бюджету Олега Чиркунова, не лишен недостатков. Это вызвало соответствующую реакцию членов Совета Федерации, посчитавших, что местное самоуправление лишается части налоговой базы, ведь изменения предполагают, что налоги будут собираться по месту регистрации предприятия или организации. Валерий Сударенков заявил, что если так будут проталкиваться законы, то брак неизбежен. Валерий Кадохов поинтересовался, кто в правительственных структурах ответствен за то, что из года в год почти каждая статья Налогового кодекса подвергается правке. И вообще, если кодекс настолько несовершенен, то не пора ли приостановить его действие? Светлана Орлова подчеркнула, что при такой вакханалии не может быть и речи стабильности в налоговой системе. Она предложила создать согласительную комиссию и перенести рассмотрение закона на январь. Однако, несмотря на резкую критику, закон был принят.
Льготные периоды в стаж не входят
Верхняя палата однажды уже отклонила этот закон. Депутаты Государственной Думы предприняли еще одну попытку восстановить социальную справедливость и вернуть в общий трудовой стаж пресловутых "нестраховых" периодов. Это - учеба в техникуме или вузе, уход за ребенком-инвалидом или престарелыми родителями, так называемый декретный отпуск женщин, проживание жен (мужей) военнослужащих в местностях, где они не имели возможности трудоустроиться по специальности, работа на Крайнем Севере.
По расчетам Пенсионного фонда, этот закон затрагивает интересы более 35, 5 миллиона человек. Дополнительные расходы составят 35, 2 миллиарда рублей. Эти деньги не заложены в бюджете на 2003 год. Отсутствие источников финансирования сыграло решающую роль. Сенаторы небольшим большинством голосов отклонили федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В конечном счете члены Совета Федерации сошлись на том, что необходимо создать согласительную комиссию.
Сенаторы вчера еще дважды обсуждали проблемы пенсионеров, одобрив федеральные законы "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" и "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год". Также был принят федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".
Что в потребительской корзине?
Срок действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" продлен до конца 2003 года. Стоимость потребительской корзины определяет объем трансфертов субъектам Федерации. Необходимость продлить на год действие закона, принятого 1999 году, продиктовано тем, что изменение потребительской корзины повлекло бы за собой пересмотр параметров федерального бюджета.
Отсрочка нужна для того, чтобы, с одной стороны, иметь устойчивую нормативную базу для определения на федеральном уровне важнейших социальных нормативов, связанных с прожиточным минимумом, расчета различных социальных выплат. Ну а к 2004 году правительству предстоит дать точную оценку реальных экономических возможностей государства по обеспечению социальных гарантий населению, чтобы не ошибиться в том, что сегодня должно быть в потребительской корзине гражданина России.
Раньше за все отвечал стрелочник. Теперь - рынок
Пакет законов по реформе железнодорожного транспорта, как и ожидалось, вызвал острую дискуссию. Председатель Комитета по промышленной политике Валентин Завадников в своем докладе подчеркнул, что федеральный закон "О железнодорожном транспорте" устанавливает основы функционирования железнодорожного транспорта, определяет рычаги государственного регулирования, закрепляя разделение отрасли в рамках структурной реформы. Появляются естественно-монопольные и потенциально конкурентные сегменты. Взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется строго на договорной основе, на принципах возмездности, публичности и свободы договора в условиях рыночных отношений.
Закон подробно регламентирует полномочия правительства и МПС по государственному регулированию в области железнодорожного транспорта. Валентин Завадников отметил, что хотя в законе и есть отдельные недостатки, его следует одобрить. Такое же предложение прозвучало и в отношении Устава железнодорожного транспорта. Предложение профильного комитета, несмотря на серьезные недостатки, одобрить этот нормативный правовой акт, не прошло. Сенаторы решили создать согласительную комиссию, чтобы в начале будущего года снять все имеющиеся противоречия и нестыковки.
Десять тысяч "зеленых"? Это перебор
Не так давно депутаты Государственной Думы преподнесли россиянам подарок, приняв закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому разрешалось вывозить за границу без обязательного декларирования до 10 000 тысяч долларов. Вопрос актуален в первую очередь для представителей дипломатического корпуса и иностранного бизнеса, работающего в России. Принятие единого стандарта для резидентов и нерезидентов Российской Федерации соответствовало бы международной практике.
Однако сенаторы сочли решение коллег с Охотного Ряда чересчур радикальным. Возможные экономические его последствия не просчитаны. Учитывая это, верхняя палата приняла решение отклонить закон.
Президента выберем по-новому
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", принятый на вчерашнем заседании, содержит несколько новаций. В частности, вводится норма, согласно которой если Совет Федерации не назначит выборы Президента, это право переходит Центральной избирательной комиссии. Выдвижение кандидатур избирателями не предусматривается. Зато закрепляет положение об обязательном включении в состав избирательного блока кроме общественных объединений и организаций хотя бы одной политической партии.
Кандидат на должность Президента, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также политическая партия или избирательный блок, выдвинувшие своего кандидата, обязаны собрать в поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей, что вдвое превышает количество подписей, требуемое в прежнем законе. В то же время с 70 до 50 тысяч сокращено число подписей избирателей, приходящихся на один субъект Федерации.
В новом законе четко обозначены меры, направленные на предотвращение использования на президентских выборах "административного ресурса".
Члены Совета Федерации одобрили также еще один "избирательный" закон - "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". В соответствии с этим законом придается юридическая сила использованию технических средств в процессе подготовки и проведения выборов и референдумов. При этом Государственная автоматизированная информационная система не подменяет человека. Соответствие данных электронного документа данным документа на бумажном носителе подтверждается компьютерной распечаткой, которая подписывается соответствующими должностными лицами и приобщается к отчетной документации.
Игорь НАУМОВ.