Губернаторы написали новую доктрину молодежной политики
В минувшие выходные в столице Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) - Салехарде - рабочая группа Госсовета по молодежной политике во главе с губернатором округа Юрием Нееловым после почти года работы наконец поставила последнюю точку в доктрине государственной молодежной политики Российской Федерации. Теперь доктрину должны представить Владимиру Путину на заседании президиума Госсовета. Доктрина Путину вряд ли понравится - слишком скучна. Молодежь ее попросту не заметит.
ЦИТАТА ДНЯ
"Миром правят молодые - когда состарятся".
Джордж Бернард ШОУ
В заснеженном Салехарде, в самом сердце полярного круга, где молодые романтики прошлого века добывали газ и благосостояние для своих семей, прагматики века нынешнего во главе с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Юрием Нееловым пытались открыть секрет благосостояния для сегодняшней молодежи.
Основанный 400 лет назад русскими казаками как город Обдорск, Салехард нынче - один из немногих островков современного российского благополучия, где кубометры газа превращаются в развитую инфраструктуру с центрами молодежного досуга, роскошным Ледовым дворцом, шахматной школой и по-европейски оснащенным спортивным комплексом. Где милиционеры хотя и не раздают апельсины, но учат боксу детей из неблагополучных семей. Однако председатель рабочей группы губернатор ЯНАО Юрий Неелов, демонстрируя членам Госсовета эти объекты, просил их "не бояться сказать правду о молодежи".
А правда, по мнению члена рабочей группы председателя Центрального совета Союза молодежных организаций РФ Владимира Журавлева, состоит в том, что "молодой человек не нужен ни обществу, ни государству, а лидеры молодежных организаций боятся объединять усилия".
Над доктриной члены рабочей группы - депутаты, сенаторы, замминистры профильных министерств, профессора вузов и представители молодежных организаций - трудились как мать над ребенком. То есть девять месяцев. И приняли 21 вариант документа. За этот срок им не только удалось произвести на свет доктрину молодежной политики, но и окончательно разобраться в том, к чему может привести отсутствие этой самой политики в стране.
Рабочая группа уведомляет общественность и президента, что, "по прогнозам, к 2025 году доля молодежи в структуре населения России снизится с 25 до 18%". Сообщает, что налицо кризис молодой семьи, количество разводов достигло 500 на 1000 браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка". Констатирует, что "продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям. В течение 90-х годов прошлого века число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. Более половины всех правонарушений совершаются несовершеннолетними. Число беспризорных сопоставимо с уровнем 20-х годов прошлого века".
Авторы доктрины полагают, что практически отсутствующая "модель государственной молодежной политики" "не отвечает масштабу задач, стоящих перед государством". Тем не менее на данный момент в России действуют около 160 законодательных актов, в которых в той или иной степени затронуты вопросы молодежной политики. Но ни для кого не секрет, что большинство из них страдают излишней декларативностью и содержат двусмысленность толкований. Некоторые просто "заморожены" и фактически уже устарели, а другие банально не выполняются. Впрочем, не дожидаясь федеральной инициативы, 53 российских региона (в частности,
Карелия, Татарстан, Саха (Якутия), Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург) уже приняли местные законы о молодежной политике.
Четыре года назад, в 1999-м, депутаты уже пытались предложить президенту Ельцину свою законодательную версию государственной молодежной политики. Однако Ельцин законопроект отклонил. Во-первых, его не устроила чрезмерная затратность проекта, а во-вторых, предыдущий гарант российской Конституции не был готов пойти на утверждение основ государственной молодежной политики посредством президентского указа.
Члены рабочей группы Госсовета под видом молодежной политики предлагают классический чиновничий набор действий - дать денег и создать новые ведомства. На казенном языке это звучит так: поддержать специализированные организации и программы содействия молодежной занятости, уделить внимание профессиональной ориентации и подготовке молодежи. В бюджетах разных уровней отдельными разделами прописать реализацию службами занятости программ молодежного труда. Материально стимулировать предприятия, чтобы те создали рабочие места для молодежи (в первую очередь - для ребят младше 18 лет).
В документе также предлагается поддержать молодые семьи в строительстве и приобретении жилья, создать механизмы для улучшения жилищных условий в случае рождения двух и более детей, сформировать систему долгосрочного беззалогового кредитования молодых семей, а также ввести в действие "молодежную дисконтную карту" для приобретения со скидками определенных товаров.
Говоря о необходимости избавиться от старых методов руководства молодежью, авторы тем не менее оставили в доктрине некоторые механизмы "принудительного" отношения к молодым, желая, как известный герой Сэлинджера, "спасти их от пропасти повзросления". В документе, в частности, говорится о "переводе системы выявления и определения безнадзорных детей из заявительной в принудительную", "введении ограничений по возрасту и времени пребывания молодежи в общественных местах". Несогласие с этими пунктами выразил член рабочей группы заместитель министра образования Юрий Коврижных. Он также возразил против пункта о введении квот для молодых людей в возрасте до 30 лет при их выдвижении различными политическими партиями на выборах. "В душе каждый из нас эти формулировки поддерживает, но они должны соответствовать правовым нормам", - сказал он.
Чтобы все молодежные инициативы обрели правовой статус, по мнению членов Госсовета, потребуется внести дополнения в налоговое, социальное, семейное и трудовое законодательство, а также подправить закон о рекламе. Предлагается поставить надежный правовой заслон рекламе алкоголя, табачных изделий и распространению порнографии и дать "зеленый свет" рекламе социальной.
Однако лучшей рекламой для современной российской молодежи, по мнению разработчиков, станет интерес к молодежной тематике со стороны законодательной и исполнительной власти, СМИ и общества.
"Тему молодежи не любят ни журналисты, ни власть. Преодоление стереотипного отношения к молодежи - это самая трудная задача". - убеждена советник главного территориального управления президента России Елена Костенко. Декан факультета философии и юриспруденции государственной классической академии член рабочей группы Вячеслав Ермаков в интервью "Известиям" сказал, что доволен документом, но опасается, как бы его не подвергли кардинальным изменениям, перед тем как он будет представлен президенту осенью этого года: "В последней редакции можно будет какие-то вещи и не узнать".
"Необходимость принятия рамочного законодательства в этой области не просто назрела, а перезрела", - убежден спикер Совета. федерации Сергей Миронов, который в эти выходные также занимался молодежной политикой. В Твери участникам общероссийской научно-практической конференции "Молодежь в XXI веке" - представителям молодежных общественно-политических организаций из 64 регионов России он рассказал о своем видении этой проблемы. Миронов предлагает принять федеральный закон "О государственной молодежной политике" и даже четче прописать эту политику в главном законе страны. Спикера настораживает, что "Конституция 1993 года впрямую не обозначила молодежную политику в качестве предмета своего ведения". Более того, возмущался на трибуне Миронов, в ней вообще отсутствует само понятие "молодежная политика". По его мнению, пора уходить от сложившейся практики, когда молодежная политика определяется как составная часть социальной политики государства.
Миронов предлагает возродить в стране государственный комитет по делам молодежи, который был упразднен в 1998 году. По его мысли, этому комитету надо будет поручить "координацию и государственное регулирование процессов развития и защиты интересов молодого поколения". Напомним, что сейчас молодежной политикой заправляет одноименный департамент в Министерстве образования. При этом, по данным статистики, 50 тысяч молодых россиян находятся вне системы этого самого образования.
Вместе с тем законодатели считают, что и сама молодежь должна перестать ныть об отсутствии помощи государства и начать, как говорится, "цивилизованное давление на власть снизу". Для власти не является секретом, что многие молодежные парламенты, разные студенческие и молодежные политические организации носят, как выразился Миронов, "мягко говоря, декоративный характер". "Власть и молодежь скорее должны определяться с тем, какими кратчайшими путями будет преодолеваться существующий разрыв между ними", - считает он.
Александр БРАТЕРСКИЙ, Наталья РАТИАНИ, Салехард - Тверь - Москва