Историческую заинтересованность России в укреплении и развитии добрососедских отношений на Севере Европы подчеркнул Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он открыл 21 апреля 2003 года парламентские слушания в верхней палате российского парламента на тему "Национальные интересы России и опыт международного сотрудничества на Севере Европы". Глава верхней палаты отметил важность Хельсинских договоренностей, которые обеспечили стабильность в мире и в Европе на протяжении трех десятилетий.
Одобрительно отозвавшись о традиционной приверженности большинства северных соседей России политике нейтралитета, С.Миронов выразил одновременно обеспокоенность намерениями Финляндии и Швеции отказаться от неучастия в военных блоках и попытками Норвегии поставить под сомнение демилитаризованный статус Шпицбергена.
Председатель Совета Федерации подчеркнул также значение развития российского Севера для всей страны, а также политическую и экономическую важность приграничного сотрудничества российских регионов с их северными зарубежными соседями.
Выступившие на слушаниях председатель Комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов, заместитель Председателя СФ Михаил Николаев, председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров, заместитель министра иностранных дел Владимир Чижов, а также представители властей северных регионов и ученые отмечали отсутствие четко сформулированных государственных задач по продвижению экономических и социальных интересов России в Северном европейском регионе, хотя республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская и Мурманская области, располагают разнообразными и богатыми природными ресурсами.
Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, сенаторы особо выделили международный аспект северного вопроса. При остром дефиците в этом регионе за рубежом природных и экологических ресурсов богатство российского Севера стратегически значимо и обеспечивает ему уже сейчас определенные конкурентные преимущества во внешнеэкономической деятельности. Таким образом от всесторонне взвешенной и продуманной государственной политики по экономическому развитию северных регионов будет зависеть и соблюдение геополитических интересов России в целом. Сегодня, например, существует реальная опасность лишиться возможности разработки запасов нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана. В целом же Север России играет ключевую роль и в обеспечении военно-стратегических интересов нашей страны на европейском и северном направлениях.
Особо отмечались активно развивающиеся в последнее время межправительственных и межпарламентские связи. Россия взаимодействует с северными соседями в Совете Министров Северных стран, Совете государств Балтийского моря, Совете Баренцева/Евроарктического региона, в Арктическом Совете. Обе палаты российского парламента принимают участие в этих организациях в форме парламентских конференций по сотрудничеству.