Основная цель реформы органов региональной и местной власти в России - выравнивание экономических и социальных условий жизни на различных территориях нашей страны.
Об этом заявил вчера в Страсбурге председатель Совета Федерации СЕРГЕЙ МИРОНОВ. Выступая на Конгрессе местных и региональных властей Европы, спикер верхней палаты сосредоточился на кардинальных аспектах законодательного процесса, благодаря которому регионы должны получить максимум полномочий по реализации стоящих перед ними задач, а органы местного самоуправления, отделенные от системы государственной власти, - возможность "поддерживать политическую и социальную стабильность в каждом населенном пункте". Сейчас, как полагает Миронов, всем властным структурам не хватает в первую очередь финансовых средств, чтобы эффективно выполнять свои функции. Поэтому создание правовой и экономической основы деятельности органов региональной и местной власти - главная задача Кремля и федерального парламента.
Сергей Миронов попытался объяснить участникам конгресса стратегию и тактику российского руководства, которое многие упрекают в стремлении выстроить властную вертикаль за счет урезания полномочий региональных и местных структур. По мнению спикера, сначала все органы власти РФ должны устранить экономическое неравенство регионов, а уже затем речь может идти о передаче властных полномочий на нижние уровни. Возможно, у представителей тех стран, где местные власти давно уже обладают большим объемом полномочий, хорошей финансовой базой и опытом региональной и местной демократии, эта стратегия будет поводом для острой дискуссии. Зато никому не придет в голову возражать против идеи повышения роли Совета Европы, которая также была сформулирована спикером СФ. Миронов даже предложил провести третий европейский саммит, на котором можно было бы принять необходимые стратегические решения, а также ускорить процесс налаживания прямых связей между местными и региональными властями различных стран.
Как известно, Россия остается постоянным объектом критики, звучащей в различных органах Совета Европы, когда речь заходит о ситуации в Чечне. На конгрессе эту тему тоже не обошли вниманием. Однако сейчас, похоже, в Страсбурге заняли выжидательную позицию, позволяя Москве завершить начавшийся в этой республике конституционный процесс.
Если в итоге референдума, амнистии и последующих выборов на всей территории Чечни будут сформированы полноценные органы власти, способные выполнять возложенные на них функции, наши европейские партнеры, скорее всего, предпочтут забыть о тех методах, которыми на этой территории насаждалась демократия. Если же этот процесс не будет доведен до конца, требования создать международный трибунал для рассмотрения преступных действий как боевиков, так и представителей федеральной власти в Чечне снова могут оказаться в повестке дня.
КОНСТАНТИН КАТАНЯН, СТРАСБУРГ