Сессия новая - проблемы старые
Членов верхней палаты российского парламента предвыборная лихорадка вроде бы не касается. Им, в отличие от думцев, не нужно спешить с принятием наспех скроенных документов, чтобы только вовремя отчитаться перед избирателями. Однако далеко не всегда членам СФ хватает принципиальности, чтобы поставить заслон на пути явно сырого закона. А если они все-таки накладывают вето на поступивший из Думы документ, то сталкиваются с недоумением и в коридорах власти, и в различных слоях общества.
Так произошло, например, с поправками к Закону "О минимальном размере оплаты труда" (МРОТ), который был отклонен в начале лета. Негативная реакция депутатов Госдумы и профсоюзов последовала незамедлительно. Первые сейчас крайне заинтересованы в том, чтобы включить в свои отчеты перед избирателями пункт о повышении МРОТ до 600 рублей. А лидеры профсоюзов даже обвинили сенаторов в нежелании повысить уровень жизни россиян. Между тем вето Совета Федерации объяснялось вовсе не антинародными настроениями в палате, а желанием дождаться судебного решения по запросу, связанному с правом отдельных регионов повышать на своей территории установленный в России МРОТ.
Хотя запрос, направленный в Конституционный суд РФ, еще не рассмотрен, сенаторы все же пошли на попятную. Во-первых, на них начались "наезды" со всех сторон, а во-вторых, они, по словам спикера СФ Сергея Миронова, поняли, что при нынешнем уровне инфляции откладывать введение этого документа нецелесообразно, так как равный 450 рублям МРОТ уже безнадежно устарел. Недовольные сенаторами профсоюзы даже расставили перед зданием верхней палаты свои пикеты, но очень быстро свернули свои транспаранты, как только стало известно, что на этот раз закон будет одобрен.
Подавляющим большинством голосов была одобрена и новая редакция закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Документ, обязывающий перекроить существующие границы муниципальных образований, изначально был встречен в штыки руководством ряда субъектов Федерации. Руководители органов региональной власти даже давали своим представителям в СФ наказ - ни при каких обстоятельствах не голосовать за данный закон, причем в некоторых случаях это указание было оформлено в виде официального решения законодательного органа субъекта. Но Сергей Миронов еще до начала заседания выразил надежду, что закон все же будет поддержан, поскольку срок его введения в действие отложен. Если раньше, по словам Миронова, документ следовало исполнять уже с 1 января 2004 года (а к этому времени в регионах, конечно, не успели бы изменить свою муниципальную структуру), то теперь он должен вступить в силу лишь с 1 января 2006 года. За два с лишним года можно, по мнению спикера, не только провести всю подготовительную работу, но и, если возникнет необходимость, изменить отдельные положения самого закона.
Впрочем, многих специалистов эти аргументы не убеждают. Если в запасе такой срок, зачем спешить с принятием объемного и очень сложного нормативного акта, а потом сразу вносить в него поправки? Не лучше ли вначале устранить все замеченные шероховатости, а уж затем направлять одобренный закон на подпись президенту?
Ответа на этот вопрос ожидать не приходится, так как практика внесения многочисленных поправок в только что принятые законы очень распространена в нашем парламенте.
Депутаты и сенаторы порой так спешат принять больше законов, хороших и разных, что не замечают очевидного факта: процент действительно качественных документов, увы, неуклонно снижается.
Понятно, что закон о федеральном бюджете на 2004 год, который считается главным вопросом осенней сессии СФ, тоже будет одобрен сенаторами без лишних проволочек. Это ясно уже сейчас, хотя данному нормативному акту предстоит еще пройти четыре чтения в Государственной думе.
Константин КАТАНЯН