Пытаясь отложить обязательное автострахование для одних граждан, депутаты нарушают конституционные права других
Совет Федерации намерен отклонить принятый Госдумой в первом чтении законопроект о переносе сроков начала действия - "автогражданки" на 2004 год. Вчера об этом заявил спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов, назвавший думское решение "несправедливым" по отношению к 5 млн. россиян, которые уже успели оформить обязательную страховку.
"Сергей Миронов не исключает, что, когда закон поступит в палату, для его обсуждения и поиска компромиссного решения будет создана согласительная комиссия", - сообщил "Новым Известиям" пресс-секретарь спикера СФ Виктор Дмитриев.
Депутат и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль считает, что решение парламентариев о переносе сроков вступления в силу действующего более трех месяцев закона противоречит всем юридическим нормам и нарушает конституционные права тех, кто уже приобрел полис ОСАГО. "В нашей стране законодательные акты не имеют обратной силы, поэтому нельзя перенести действующий с 1 июля 2003 года закон на 1 июля 2004 года, - заявил "НИ" Александр Коваль. -Мы расцениваем депутатскую инициативу как некий факт дискредитации российских страховщиков. Удивительным образом совпали две вещи: открытие национального рынка для иностранных страховщиков и перенос сроков введения "автогражданки".
В правительстве полагают, что Госдума, скорее всего, не примет во втором и третьем чтениях законопроект, откладывающий на один год введение обязательного страхования автогражданской ответственности. "Будет принято другое, более взвешенное решение, защищающее права пенсионеров и инвалидов", - заявил в среду вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин. -Даже если представить, что закон будет принят, он будет оспорен в судах". Алексей Кудрин отметил, что на пленарном заседании во вторник Госдума взяла за основу "самый радикальный вариант", нарушающий права нескольких миллионов человек, которые приобрели полисы ОСАГО. Среди 15 депутатских законопроектов были приемлемые для правительства варианты, которые снижали тарифы на ОСАГО для пенсионеров и инвалидов, решали социальные вопросы, но не прекращали действие самого закона. В сложившейся ситуации необходимо искать компромисс, и это должны сделать сами же депутаты, считает вице-премьер.
Механизм возврата денег застраховавшимся людям депутатами не предусмотрен. Более того, по мнению экспертов, его невозможно разработать. Тем не менее в минувшую среду в офисы крупнейших страховых компаний уже обращались первые "потерпевшие" от законодательного популизма народных избранников. Одни робко просили вернуть им их деньги, другие - уточняли, действительно ли депутаты отменили закон. Страховщики не намерены возвращать полученные ими на законных основаниях деньги, так как "первое чтение не является основанием для расторжения договора страхования". В Главном управлении ГИБДД МВД России "НИ" пояснили, что "поскольку закон об ОСАГО еще никто не отменял, госавтоинспекцию никто не уполномочивал проводить техосмотр и регистрировать автомобили без полиса "автогражданки". Мы продолжаем выполнять действующие с 1 июля 2003 года правовые нормы".
Рассмотрение поправок в закон об ОСАГО во втором чтении, скорее всего, состоится не раньше середины ноября. До 31 октября в Думе будут собирать поправки, с помощью которых депутаты надеются уменьшить ставку базового тарифа, увеличить суммы страхового возмещения, ввести понижающие коэффициенты для малообеспеченных граждан и льготы для пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Однако, по информации "НИ", планируется внести не только "социальные" коррективы. В частности, уже есть предложения о том, чтобы закрепить в законе более суровые, чем штраф в 800 рублей, санкции в отношении уклоняющихся от обязательного страхования. За отсутствие обязательного полиса предлагается лишать водителя права управлять транспортным средством и привлекать к уголовной ответственности. В качестве примера в парламентских кулуарах приводится благополучная Германия, где незастраховавшегося автомобилиста могут приговорить к одному году тюремного заключения или исправительных работ.
Когда закон об "автогражданке" принимался, очень много говорилось о том, что он направлен на защиту интересов пострадавших. Если он действительно будет отложен, в роли пострадавших окажутся 5 млн. законопослушных автомобилистов, поторопившихся купить обязательную страховку.
Наталья ТИМАШОВА