МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель Российской партии Жизни: "Невидимая рука" и "видимая голова".("Литературная газета" (Москва).- 05.11.2003.-№45.-c.1-2)

05 ноября 2003

Как оздоровить нашу больную экономику

Современное состояние отечественной экономики целиком зависит от экспорта углеводородов, в первую очередь сырой нефти. В таком режиме мы можем жить еще максимум 30 лет. Далее наступит экономическая катастрофа. Мне не хочется выйти на пенсию, которая будет лишь ненадолго обеспечена нефтедолларами. И никому не хочется.

Стыдно стране с таким образовательным и интеллектуальным потенциалом, как наш, продавать сырье. У нас за годы реформ объем машиностроительной продукции сократился в 3 раза, продукции легкой промышленности -в 7. А люди с научными степенями занимаются частным извозом и "челночным" бизнесом.

И мы чего-то ждем. Чего? Действий "невидимой руки" рынка? Но за последнее десятилетие эта "рука" все более норовит залезть в карман простого человека, а народное хозяйство подталкивает к состоянию, свойственному латиноамериканскому региону. Очевидно, действует не совсем правильно у нас "невидимая рука".

Она нуждается в том, чтобы ею руководила "видимая голова". А в ряде случаев необходимо, чтобы дела напрямую вела "видимая рука".

Нужно признать - рыночные механизмы в существующем в России виде не в состоянии обеспечить структурную реформу экономики и нуждаются в переналадке. Подчас потребуется даже прямое вмешательство государства в рыночный процесс.

Опыт масштабных экономических реформ в разных странах свидетельствует - заметных успехов можно достичь только тогда, когда удастся создать финансовую систему, точно воспринимающую задачи развития обрабатывающего сектора экономики, и создать условия конкуренции в сфере большого бизнеса.

Поэтому дело не в том, чтобы расширить сферу государственного вмешательства в экономику, а в том, чтобы создать такую институциональную структуру экономики, которая была бы конкурентоспособна и отвечала интересам большинства населения страны.

Отдельной перспективной задачей стоит стимулирование и государственное "прикрытие" экономической экспансии отечественных обрабатывающих отраслей на мировых рынках.

***

КАКОЙ БИЗНЕС НАМ НУЖЕН

Основа всех современных развитых экономик -это крупный бизнес в сочетании с финансовыми системами, доставляющими доступные ресурсы в первую очередь крупному бизнесу.

Посмотрев справочник по экономике Японии, видишь, что в химической промышленности десять самых крупных предприятий принадлежат десятке финансово-промышленных групп. На странице, где перечислены десять крупнейших предприятий в электронике, фигурирует та же десятка финансово-промышленных групп, только очередность иная. И так в каждой отрасли промышленности.

Каждая финансово-промышленная группа состоит из финансовой компании, банка, страховой компании, торгово-снабженческой фирмы и крупных промышленных предприятий - по одному из каждой отрасли. В этом случае обеспечивается конкуренция в среде большого бизнеса.

При этом предприятия обладают полной коммерческой свободой, и если электронная фирма группы Санва нуждается в радиодеталях, которые дешевле в группе Мицубиси, то они будут закуплены именно у последней. Правда, потом будет произведен "разбор полетов" на предмет, почему поставщик Санва предлагает продукцию дороже. Нечто похожее в более или менее выраженной степени наблюдается в структуре экономики развитых стран.

И в России целью должно стать создание крупных бизнес-структур. Для этого нужны сильные финансовые центры и сильные промышленные предприятия с выраженным инновационным потенциалом. Формирование и тех, и других должно стать важным направлением промышленной и финансовой политики государства.

Однако то, что большой бизнес ставится во главу угла, ни в коей мере не означает, что не надо заботиться о малом и среднем бизнесе, составляющих конкурентную среду в любом развитом народном хозяйстве.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

В основе промышленной и структурной политики государства на начальных этапах реформ должен быть Бюджет развития - механизм концентрации финансовых ресурсов, в т.ч. от экспорта сырья, с целью их использования в ключевых точках экономики. Прежде всего в области развития высокотехнологических производств, имеющих реальный экспортный потенциал.

Проекты, финансируемые за счет Бюджета развития, будут носить исключительно коммерческий характер, а к их финансированию привлекаться средства частных кредитодателей и инвесторов.

Крайне необходима общенациональная широкомасштабная программа подготовки управленческих кадров мирового уровня.

Такой программе надо придать едва ли не ключевое значение. Неадекватная и отсталая система управления предприятиями не в состоянии эффективно распорядиться финансовыми ресурсами. Осуществление таких программ было неотъемлемой составной частью экономического прорыва стран Юго-Восточной Азии.

Одновременно для снижения экспортных рисков отечественных производителей продукции с высокой долей переработки надо учредить Российское экспортное гарантийное агентство. В его задачу войдет государственное страхование на льготных условиях политических рисков в стране-импортере. Это не только снизит риски экспортеров продукции обрабатывающей промышленности, но и сделает более доступными для предприятий кредитные ресурсы, поскольку будут исключены политические риски и, следовательно, уменьшены совокупные риски кредитующего банка.

Для стимулирования предприятий обрабатывающих отраслей должны быть предусмотрены: налоговая поддержка инновационной деятельности (включая механизм ускоренной амортизации), более гибкая политика в области импортных квот и таможенных пошлин, активизация антидемпинговых расследований.

Необходимо заморозить вступление России в ВТО на условиях, на которых его навязывают нам - при консервации существующей структуры нашего экспорта.

Увеличивая экспорт продукции обрабатывающих отраслей и развивая по примеру США - в качестве альтернативы ВТО - двусторонние торговые соглашения, мы вступим в эту организацию на условиях, выгодных нашей экономике, выгодных всем нам.

Как одну из стартовых мер предполагается пересмотреть систему государственных закупок -товаров для государственных нужд. Пересмотреть ее нужно таким образом, чтобы создать эффективный спрос в первую очередь на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности.

Малый бизнес надо стимулировать, сокращая налоги до 5 -10% от налога на вмененный доход. И нужно развивать сотрудничество малого и большого бизнеса, чтобы эти две части производственного сектора становились партнерами, а не конкурентами.

Об этом свидетельствует и мировой опыт. Так, многие машиностроительные компании США и Японии не держат метизных цехов, полагаясь на контрактные поставки малых предприятий. И этот процесс набирает обороты.

УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Одновременно с развитием обрабатывающей промышленности (его поначалу придется осуществлять квазирыночными методами) необходимо формировать такую финансовую и в первую очередь банковскую систему, которые были бы ориентированы на развитие обрабатывающей промышленности и увеличение российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей.

Эта система по мере ее развития должна будет принять на себя функции развития отечественной обрабатывающей промышленности и внешнеторговой экспансии.

Как уже отмечалось, параллельно с Бюджетом развития предлагается учредить ряд отраслевых банков развития, а также сориентировать крупные банки с государственным участием на преимущественное финансирование отраслей обрабатывающей промышленности.

В отношении же остальных банков необходимо проводить гибкую политику, направленную на развитие специализации и концентрации банковского капитала.

Ни для кого не секрет, что большая часть банков (по числу, а не по капиталу) представляет собой расчетно-кассовые центры, бухгалтерии крупных предприятий. Их капитал недостаточно велик для того, чтобы такой банк функционировал как полноценное кредитное учреждение.

Кроме того, имеется ряд как бы универсальных банков, обладающих генеральной лицензией и не обладающих достаточной квалификацией для одновременного ведения инвестиционных, кредитных и платежно-расчетных операций.

Полагаю, что плавное и деликатное изменение законодательства в состоянии привести банковскую систему в такой вид, когда часть банков будет специализироваться на расчетах, часть

- на различных видах кредитования, а часть - на инвестиционной деятельности.

Одновременно надо стимулировать слияние и дружественное взаимопоглощение банковских структур в целях повышения степени концентрации банковского капитала.

Хотел бы повториться, что в отношении банков не стоит делать сколько-нибудь резких, тем более насильственных движений. Задача - направить развитие банковской системы по пути, выгодному прежде всего ей самой, банкам.

В долгосрочной перспективе есть смысл отказаться от государственной собственности в банковской сфере, но этот процесс неизбежно будет зависеть от процесса развития промышленности и формирования мощных финансово-промышленных групп, конкурентоспособных на мировых рынках.

В отношении страхования вкладов населения понятна позиция Всемирного банка и Международного валютного фонда, согласно которой эта мера в настоящий момент является преждевременной, поскольку в состоянии повысить степень доверия к тем кредитным организациям, которые этого доверия недостойны.

В области развития фондового рынка требуется смягчить "зарегулированность" этого важного сектора экономики при одновременном усилении степени защищенности частных инвесторов.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Только на базе развития обрабатывающих отраслей промышленности и форсированного вторжения на мировые рынки государство может, а значит, должно проводить активную социальную политику, направленную в первую очередь на рост доходов населения.

В то же время неотложно необходимы меры, которые не зависят от успешности и скорости реализации предложенных выше идей, т.е. они должны быть осуществлены в любом случае и любой ценой.

В первую очередь социальная политика должна быть направлена на сохранение и развитие национального образования и здравоохранения.

В сфере образования необходимо повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава в 3-10 раз. При этом увеличение размеров надбавок профессорско-преподавательскому составу государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования должно как минимум составлять: за наличие ученого звания доцента - до 7 тыс. рублей в месяц, профессорам - до 10 тыс. рублей в месяц.

Статус преподавателей и профессоров вузов должен быть приравнен к статусу федеральных государственных служащих в части, относящейся к социальному, материальному и пенсионному обеспечению.

Необходимо продолжить и улучшить целенаправленную работу по отбору, воспитанию и образованию талантливой молодежи полностью за государственный счет, сохранив при этом систему специальных школ и интернатов для одаренных детей, расширив сеть олимпиад по разным областям науки.

Для молодых специалистов, учителей, научно-педагогических работников должна быть принята специальная государственная программа обеспечения жильем.

Чтобы не растерять накопленный научный потенциал, необходимо определить с учетом строгих критериев перечень ведущих университетов, имеющих научные школы мирового класса по разным направлениям науки, и разработать специальную программу их поддержки. Также нужно усилить заботу о фундаментальных исследованиях путем ежегодной целевой финансовой поддержки развития инфраструктуры ведущих университетов (по 300 млн. рублей в год каждому).

В здравоохранении нужно перейти к двухчастевой системе финансирования услуг. Государство должно гарантировать всем "базовый набор" наиболее необходимых медицинских услуг. Он финансируется за счет налогов, а именно - части средств от поступлений единого социального (ЕСН) и других налогов.

Этот "базовый набор" обеспечивается всем без исключения, вне зависимости от размера доходов и уплаты взносов на ЕСН, и напрямую "висит" на бюджете и не имеет страхового характера.

Вторая часть - услуги сверх "базового набора", или страховая. Она также состоит из двух систем: обязательной и добровольной. Стандарт обязательного медстрахования формирует государство, но компанию, предоставляющую услуги и определяющую цену страховки (в определенных рамках, установленных государством), может выбирать каждый самостоятельно. Оплачивает это обязательное страхование работодатель.

Помимо этого, представляется целесообразным, как и в случае со сферой образования, придать врачам статус государственных служащих со всеми предусмотренными законодательством социальными и материальными гарантиями.

Повышение качества "базового набора" медицинских услуг следует обеспечить за счет увеличения бюджетных расходов на здравоохранение.

***

Государство может, а значит, должно проводить активную социальную политику, направленную в первую очередь на рост доходов населения.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International