"Оборонка" России - это 1.700 предприятий и организаций в 72 субъектах Федерации. Количество людей, занятых в этой сфере, превышает 2 миллиона человек. В 2003 году прирост продукции отрасли к уровню предыдущего года составил 15, 6 процента. За последние два-три года показатели отечественных экспортеров выросли до 5 миллиардов долларов. По мнению председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова, принявшего участие в выездном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в Челябинске, эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что "оборонка" ожила.
Рабочая поездка Сергея Миронова в столицу Южного Урала началась с посещения Челябинского радиозавода "Полет". Спикер верхней палаты подчеркнул, что предприятие производит продукцию двойного применения. Оборудование предприятия "Полет" можно использовать как в гражданской, так и в военной авиации, сказал Сергей Миронов и подчеркнул: "Небо России должно быть надежно защищено. И специалисты "Полета" позволяют эту защиту обеспечить". (Челябинский радиозавод является ведущим предприятием России по выпуску аппаратуры для управления воздушным движением летательных аппаратов. Изделия, изготовленные на радиозаводе, применяются как на аэродромах, так и на всех авианесущих кораблях, в том числе на "Адмирале Кузнецове" и "Петре Великом". - Прим. авт.).
Участники выездного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности отметили, что за последнее время в лучшую сторону изменилась ситуация с финансированием. Составлен сводный реестр оборонных предприятий. Уже само вхождение в реестр дает возможность планировать государственный оборонный заказ для ограниченного числа предприятий, а значит, увеличить загрузку данных предприятий, что принципиально важно для улучшения финансово-экономического состояния предприятий и качества продукции ОПК.
Но, несмотря на отдельные положительные сдвиги в ОПК, общее состояние не так безоблачно. Прекращен или сокращен до минимума выпуск ряда важнейших образцов вооружения и военной техники, практически свернуты работы в области создания авиационных материалов, видов ракетного топлива и других видов продукции. Общее положение в ОПК характеризуется также сокращением инвестиций и прогрессирующим старением производственного и научного потенциалов, спадом уровня научно-технических разработок и отсутствием динамики их восполнения (даже военная продукция экспортного исполнения базируется сегодня на разработках тридцатилетней давности). При неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии большинства предприятий расходы по поддержанию мобилизационных мощностей сохраняются в прежних объемах. Неудовлетворительный контроль за госсобственностью - тема и вовсе, похоже, вечная.
Сергей Миронов отметил, что стратегическая цель реформирования оборонной промышленности на долгосрочный период сформулирована в Федеральной целевой программе реформирования оборонно-промышленного комплекса. Главная задача программы - формирование при активном государственном участии интегрированных структур с жесткой вертикалью управления.
Имеющаяся на сегодня законодательная и нормативно-правовая база в основном обеспечивает возможность создания интегрированных структур. Однако темпы реализации программы неудовлетворительны. К началу 2004 года планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур, а создано лишь четыре (АХК "Сухой", Концерн ПВО "Алмаз-Антей", Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", Концерн "Гранит-Электрон"). В целом первый этап этой программы (2002-2004 годы) не выполнен.
Фактически 2004 год становится определяющим по основным параметрам программы. В течение года должна решиться судьба более 60 проектов создания интегрированных структур. По итогам реализации программы необходимо выйти на создание порядка 75 интегрированных структур.
Низкие темпы реформирования ОПК в значительной степени объясняются тем, что до настоящего времени не решена проблема разработки и принятия достаточной правовой базы структурных преобразований, в том числе по государственному управлению структурными образованиями ОПК, распределению получаемой концернами прибыли, доверительному управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, созданию условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования предприятий и организаций ОПК.
Сами специалисты оборонного комплекса России говорили о необходимости скорейшего принятия целого ряда законодательных и нормативно-правовых актов. Среди наиболее актуальных - федеральные законы "О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" и "О закупках и поставках продукции для государственных нужд". Говорилось также о необходимости создания федерального органа, который бы непосредственно занимался решением проблем ОПК. Поднимался вопрос о предоставлении отсрочек от призыва молодым специалистам предприятий "оборонки".
По итогам работы подготовлено решение, в котором учтены практически все предложения участников заседания. Кстати, одно из них, хотя и не касается напрямую реформирования ОПК, зато характеризует его роль в промышленности и в стране в целом. В ближайшее время будут подготовлены предложения по установлению профессионального праздника - дня работника оборонно-промышленного комплекса.
Запланировано, что следующее расширенное выездное заседание по вопросу "О совершенствовании правовой базы деятельности оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (на опыте Сибирского федерального округа)" состоится в Новосибирске в апреле нынешнего года.
Говоря о результативности подобных мероприятий, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров напомнил, что сегодня уже воплощены в жизнь практически все идеи, рекомендации и предложения, которые были выработаны на прошлогоднем выездном заседании комитета в Пскове. Поэтому и оценивать итоги состоявшегося заседания предстоит только спустя несколько месяцев, когда пункты итогового документа заседания воплотятся в конкретные законодательные решения, которые в свою очередь будут способствовать подъему ОПК.
А председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул необходимость подобных мероприятий в дальнейшем: "По вопросам оборонной промышленности члены Совета Федерации постоянно находятся в диалоге, даже скорее в споре с исполнительной ветвью власти и с коллегами по Госдуме. В этом споре нам всегда важны аргументы, против которых никто не сможет возразить, потому что эти аргументы привезены в буквальном смысле слова с мест - от оборонных предприятий и их руководителей".
Наиль ГАФУТУЛИН