Мощной поддержки оборонно-промышленному комплексу в виде налоговых льгот, увеличения гособоронзаказа, освобождения служащих от призыва в армию требовали от государства уральские оборонщики. Они приняли участие в прошедшем на этой неделе в Челябинске заседании комитета Совета федерации по обороне и безопасности. Без новых льгот, уверены представители военпрома, запланированное создание в отрасли холдингов так и останется на бумаге. Обеспечить их сможет, по их мнению, непременно собственное министерство - Миноборонпром.
"Вертикально-интегрированные структуры" (ВИС) - то же самое, что и холдинг: объединяют предприятия-поставщики с предприятиями-изготовителями комплектующих, конструкторскими бюро, испытательными станциями. Государство хочет сохранить контроль над элементами холдинга и одновременно привлечь к созданию ВИС частный капитал, потому что без него невозможно реформировать ОПК, перевооружив оборонное производство и одновременно заметно повысив долю выпускаемой гражданской продукции.
Споры о том, как строить ВИСы, начались с момента зарождения самой идеи холдингов - ее автором считают Илью Клебанова, в ту пору занимавшего должность вице-премьера. С его подачи в октябре 2001 года была принята федеральная программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".
Сегодня в рамках оборонно-промышленного комплекса (ОПК) действуют лишь 4 холдинга ("Сухой", "Алмаз-Антей", "Гранит" и "Тактическое ракетное вооружение") - из 40, которые запланировано образовать к 2006 году.
Одна из причин задержки с созданием холдингов, по мнению выступившего на заседании спикера Совета федерации Сергея Миронова, - "нет четкого понимания необходимости" этого процесса у руководителей оборонных предприятий. Организаторы заседания рассчитывали, что его участники выдвинут конкретные предложения: что и в каком законе изменить, чтобы создание ВИС пошло живее. И предложения действительно прозвучали.
- Не определены правила игры - вот никто и не рвется в холдинги, - сказал как отрезал гендиректор ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина" (Свердловская область) Николай Клейн. - Необходимо четко - федеральным законом - определить правовое положение ВИС, механизм их создания, порядок участия госпредприятий, акционерных обществ, их права и обязанности, межхолдинговые и внутрихолдинговые отношения, в том числе с федеральным и региональным бюджетом.
Да, руководители оборонпрома не хотят делиться полномочиями с "дядей из Москвы". "Особое сопротивление оказывается управлению из единого центра" - так эту мысль выразил Миронов.
- Ни одна интегрированная структура не будет работать, если не будет жесткого управления, - убеждал первый замминистра промышленности, науки и технологий Александр Бриндиков. Ему возразил первый заместитель гендиректора Российского авиационно-космического агентства Николай Моисеев:
- Холдинг должен создаваться, как правило, на базе головного предприятия, образование управляющей компании - редкое исключение.
Однако единого "закона о холдингах" прописать не удастся - в этом убеждали директоров федеральные чиновники.
- Пытались принять и поняли: он ничего не решает. Одним законом многогранный вопрос не отрегулировать, - констатировал Бриндиков. Впрочем, из его слов вытекало, что дальнейших юридических новелл для создания холдингов и не требуется: "Мы считаем, что нормативная база для образования вертикально-интегрированных структур создана". Этой позиции пусть и не прямо, но с завидным упорством возражали почти все выступавшие.
- Не решен вопрос о ликвидации двойного налогообложения ВИСов, - указывал Клейн. - Договор по гособоронзаказу (ГОЗу) предприятия заключают через головную структуру холдинга. И с первого же аванса 18% НДС отчисляется в бюджет, а при передаче аванса на предприятие, ответственное за выполнение работ, -еще 18%. Пока дойдет до изготовителя комплектующих - больше половины уходит обратно в бюджет. То же самое при экспорте.
Клейн поднял и вопрос о компенсации оборонщикам потерь из-за роста цен:
- Минобороны дает "на инфляцию" 5-12%, но уже идут разговоры, что цены на газ в Свердловской области поднимаются на 16%, на электричество - на 22%, с 1 марта на прокат черных металлов - на 25%. Предлагаем обязать смежников поставлять комплектующие на условиях ГОЗа. Это не значит в убыток: рентабельность предприятий ОПК ограничена 25 процентами. Почему металлурги должны иметь 80-100%?
- Нормативная база ценообразования относится к 1988-1997 гг., - поддержал замначальника управления Минобороны Александр Рахманов. - Рыночных механизмов в ней не заложено, индексирование не предусмотрено.
Еще одной проблемой оказалась бронь от призыва в армию. Как только госпредприятия акционируются и попадают в состав ВИС, их работники теряют право на эту бронь, хотя по-прежнему работают на оборону.
- Поправку к закону мы подготовили, завершили согласование, - туманно заверил Бриндиков, - будем дорабатывать с Минюстом и выносить на правительство и в Думу.
- Да вопрос будет еще не один год прорабатываться, - возразил Николай Моисеев. - Ну не сможет Минпромнауки найти общий язык с Минобороны!
А чтобы легче было находить общий язык, участники заседания выдвинули идею: создать (или воссоздать?) Миноборонпром. Против чего, кстати, в свое время энергично выступал Клебанов. "В нашей стране многое зависит от статуса, - пояснил корреспонденту "Известий" президент Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области, гендиректор НПО "Электромашина" Олег Бочкарев. - Одно дело, когда отстаиваешь свои интересы с позиций агентства, пусть и федерального, и совсем другое - с позиций министерства". Похоже, к этой мысли склоняется и нынешний куратор ОПК вице-премьер Борис Алешин: в октябре прошлого года он обещал, что оборонные агентства (сейчас их 5 - Росавиакосмос, Россудостроение, РАСУ (системы управления), РАВ (обычные вооружения) и Росбоеприпасы) "через какое-то время" будут ликвидированы. Свято место пусто не бывает -вполне возможно, что место агентств займут главки, столь привычные директорам "оборонки" и столь неэффективные для потребностей современной экономики...
Андрей ЛЕБЕДЕВ. Челябинск-Москва