Наверное, впервые за последнее время количество рассматриваемых на пленарном заседании Совета Федерации законопроектов перевалило за второй десяток. Повестка дня оказалась чрезвычайно насыщенной. Тем более состоялась анонсируемая еще месяц назад встреча с премьер-министром Михаилом Фрадковым.
Законопроекты, рассматриваемые в начале заседания, целиком касались военного строительства. Они не вызвали особых возражений сенаторов еще и потому, что давно уже обсуждались не только в кулуарах парламента, но и в прессе, в том числе и в нашей газете. Теперь воинские части, находящиеся в постоянной боеготовности, будут формироваться исключительно из контрактников. Это будет касаться прежде всего тех частей, которые находятся в "горячих точках". Так что вскоре никто не сможет отправить необстрелянных мальчишек из учебки сразу под огонь боевиков в зону боевых действий.
Автоматически получат отсрочку от призыва в Вооруженные силы те призывники, чья жена находится на 26-й неделе беременности. По мнению председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Виктора Озерова, это позволит серьезно сократить расходы на призыв и последующую после рождения ребенка демобилизацию, а также позволит значительно укрепить молодые российские семьи. Сразу после голосования по этим вопросам председатель верхней палаты Федерального Собрания Сергей Миронов предоставил слово Михаилу Фрадкову.
Поблагодарив за поздравления и добрые слова, адресованные в связи с назначением на высокий пост, глава российского Правительства сообщил, что считает первую встречу с сенаторами очень важной. Перед нами, перед Правительством, поставлены Президентом очень серьезные задачи, которые, естественно, в одиночку, кулуарно нельзя решить. И необходимо, подчеркнул премьер, максимально возможно учесть мнения всех уровней власти, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. В условиях, когда фактически формируется социально-экономическая политика нового Правительства и определяются приоритеты, нужно выявить все узкие места, для того чтобы обеспечить экономический рост, решить задачи социального развития страны. За последнее четырехлетие российской экономике удалось выйти на траекторию роста, валовой внутренний продукт увеличился в 1, 3 раза. Среднегодовые темпы экономического роста составили 6, 8 процента. Обобщающая характеристика уровня жизни, реальные доходы населения возросли за этот период более чем в полтора раза, это отрадные факты. Однако все это не дает оснований для самоуспокоения.
Высокие темпы роста последних лет не отменяют фундаментального несоответствия наших возможностей и того, что происходит на самом деле. Мы не можем закрывать глаза на то, что экономика по-прежнему базируется в основном на природных богатствах, созданной в своей основе предшествующими поколениями инфраструктуре и основных фондах. Мы по-прежнему продолжаем сидеть на сырьевой игле, в такой экономике нет развития, нет качественных приращений. Именно это делает российскую экономику неустойчивой, избыточно чувствительной к конъюнктуре мировых рынков. Если не удастся преодолеть сырьевую зависимость, то неизбежно падение темпов роста до 3-4 процентов в год. Такая динамика не позволит не только удвоить ВВП, но и решить неотложные проблемы в социальной сфере, в сфере безопасности, в сфере модернизации экономики.
Поэтому главная цель, сформулированная Президентом, - это экономический прорыв. По сути речь идет о форсированном переходе от рентной экономики к экономике развития. И это должно базироваться на инновациях, человеческом капитале, высоких технологиях, свободном предпринимательстве.
В этой связи в числе крупнейших проблем, которые стоят перед Правительством Российской Федерации, Михаил Фрадков выделил пять задач.
Борьба с бедностью
Первая задача - решение назревших социальных проблем. Нельзя забывать, что экономический рост не самоцель, а средство повышения благосостояния людей, позволяющее раскрывать творческий потенциал каждого человека.
Сегодня важнейший вопрос в социальной сфере - это бедность. Во многих регионах она приобрела застойные формы, когда годами ничего не меняется. За чертой бедности находятся, по официальным данным, свыше 20 миллионов российских граждан, главным образом сельское население, бюджетники, пенсионеры, многодетные семьи.
Однако надо сказать, что и само понятие "черта бедности" довольно условно. В категорию бедных попадают у нас до 30 миллионов человек. Недостаток доходов, требующихся для выхода на уровень прожиточного минимума, составил в 2003 году около 230 млрд. рублей. Отсюда задача, которая должна быть решена: снижение за три года уровня бедности вдвое.
Не менее острая проблема - низкий уровень оплаты труда. Российский феномен - работающие бедные. То есть люди, получающие зарплату, не достигающую прожиточного минимума. Доходы значительного числа российских граждан хотя формально и не попадают за черту прожиточного минимума - находятся в опасной близости от этой черты.
Первоочередная мера в этой области, которую уже предпринимает Правительство, - это снижение базовой ставки единого социального налога до 26 процентов, что должно стимулировать повышение заработной платы российских граждан.
По поводу конкретных цифр снижения ЕСН в обществе идет дискуссия, в том числе и о том, насколько эффективно вырастет легальная, так называемая белая зарплата людей.
Однако, принимая решение о снижении ставки налога на 10 процентов, мы не могли не брать в расчет и реальную ситуацию с бюджетом, в том числе не учитывать те потери и дыры, которые в нем образуются. Налог надо снижать, но делать это будем исходя из принципа разумной достаточности.
Следующая мера - поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, как это предусмотрено российским законодательством. На это тоже потребуются немалые бюджетные затраты.
Но главное - повышение качества социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения, и расширение их доступности для людей.
Ключевую роль в этом вопросе должно играть взаимодействие федерального Правительства с субъектами Федерации в рамках проводимого разграничения полномочий. Нужно выработать такой механизм взаимодействия, чтобы права граждан обеспечивались в полном объеме, независимо от региона проживания.
Не могу в этой связи не остановиться на вопросе, который активно обсуждается, о денежных компенсациях на льготы. Это в первую очередь вопрос о социальной справедливости в региональном разрезе. Возможности регионов разные, и цена льготы поневоле получается разной. Где-то эти мандаты отовариваются на все сто, где-то пропадают втуне. Поэтому и было принято решение максимально перевести все в денежную форму, чтобы люди получали то, что положено полноценным рублем и без всяких изъятий.
К эффективной системе управления
Вторая важнейшая задача Правительства - это создание системы управления, позволяющей эффективно реализовывать конкретные стратегические цели. Как известно, Правительство проводит административную реформу, у которой есть по сути два аспекта.
Один аспект - это разгрузка Правительства от лишних функций, передача части этих функций саморегулируемым организациям, институтам гражданского общества и в том числе предпринимательскому сообществу.
Другой не менее важный аспект - создание цели ориентированной системы управления. Меняется сама идеология управления. Главной становится его проектно-целевая компонента. До сих пор цели по сути выводились из имеющихся ресурсов, тем самым закреплялась инерция сырьевого роста. Для обеспечения экономического прорыва необходим обратный подход. Исходя из поставленных целей находить необходимые ресурсы, повышать эффективность их использования. И в рамках административной реформы необходимо создать целостную систему управленческих технологий, охватывающих государственные финансы, инновационные процессы, территориальное развитие, формирование человеческого капитала, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.
На решение этой задачи направлена, в частности, концепция реформирования бюджетного процесса, который будет рассматриваться на ближайшем заседании Правительства в четверг. Бюджет должен стать инструментом именно такой целенаправленной политики государства.
Поощрять конкуренцию
Третья задача. Создание жесткой среды, которая бы селектировала конкурентоспособные производства. Надо постоянно работать над выявлением и реализацией отечественных конкурентных преимуществ. Требуется создать максимально благоприятные условия для развития новых бизнесов, осваивающих качественно новые направления и ресурсы.
Сегодня барьеры роста связаны как с избыточным вмешательством государства в экономику, так и с ограничениями доступа компаний к ресурсам развития: финансовым, кадровым и инновационным. Причем, если крупнейшие компании уже сейчас успешно решают этот вопрос, выходя на мировые рынки капитала, создавая свои научные и учебные центры, подготавливая новые поколения квалифицированного персонала, то компании второго эшелона по сути лишены таких возможностей. Поэтому важнейшая задача Правительства - ускоренное развитие инфраструктур финансовых рынков, переход на международные стандарты финансовой отчетности, профессионального образования и инноваций, ориентированных на потребности малого и среднего бизнеса. Решая эту задачу, мы будем постепенно подходить к ключевой задаче создания и формирования среднего класса в России.
Требуется научиться не только создавать новое, но и выводить отжившее, старое, отягощающее экономику избыточными затратами и устаревшими производствами.
О том, что у нас далеко не все в порядке, красноречиво свидетельствуют цифры. Уровень загрузки производственных мощностей в обрабатывающей промышленности составляет лишь около 50 процентов. При этом средний возраст оборудования в промышленности превышает 20 лет. Однако просто закрыть старые предприятия, отказываясь от допотопных технических решений, мы не имеем права. Слишком много тут завязано, в том числе и в социальном плане.
Требуется научиться работать со сбережениями. Превращать сбережения в инвестиции. В России сегодня норма национальных сбережений - одна из самых высоких в мире: 30 процентов ВВП. А инвестиции, валовые накопления составляют лишь 21 процент ВВП.
Разница в 9 процентов ВВП - это чистый кредит, который Россия ежегодно предоставляет остальному миру.
Нужно научиться управлять предпринимательскими инвестиционными рисками. Сегодня именно из-за высоких рисков капиталовложения до сих пор базируются преимущественно на собственных средствах предприятий.
Из-за высоких рисков падает эффект и от налоговой реформы. Снижением налогового бремени Правительство отчасти компенсирует риски, связанные с недостаточным развитием современной институциональной среды в стране, создает необходимый простор для развития предпринимательской инициативы. Но в целом такая политика не создает достаточных стимулов для модернизации экономики.
Основной путь решения этой проблемы - повышение статуса инвестора, создание эффективной системы обеспечения прав собственности. Это вопрос и правовых установлений, и нарабатывания практики соблюдения закона, которая должна войти в быт, в привычку.
Механизм управления рисками требует кардинального улучшения банковской системы, развития всей системы финансовых рынков.
За предшествующее четырехлетие создан каркас нормативно-правовой базы. Основная проблема сегодня в практике правоприменения - в низкой договорной дисциплине. Улучшение договороспособности находится в русле реформы судебной системы, повышении эффективности контрольных и надзорных функций государства. Но главное - это развитие структур самоорганизации бизнеса, осуществление самоконтроля и саморегулирования предпринимательского сообщества.
Далее. Необходимо резко увеличить инновационную емкость бизнеса, стимулирование инноваций. Сегодня инновационная активность российских компаний крайне низка. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего лишь 2-3 процента.
Наконец требуется обеспечить макроэкономическую устойчивость российской экономики. Президент поставил перед Правительством задачу сохранить и упрочить позитивные макроэкономические тенденции. Речь идет прежде всего о снижении инфляции, которая к 2007 году должна быть сведена до уровня 4-6 процентов. Задача, на наш взгляд, выполнимая.
Особое значение имеет поддержание устойчивого обменного курса рубля. При этом крайне важно, чтобы укрепление рубля не снижало конкурентоспособности российских товаров и не подавляло экономический рост. Здесь нужен очень осторожный, я бы сказал, чуткий подход Центрального банка к нашей курсовой политике.
Взаимодействие бизнеса и государства
Четвертая задача - это выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства. Нужно найти реальные механизмы и способы встраивания российского предпринимательства в решение стратегических задач, стоящих перед страной, при этом нисколько не подавляя и не ущемляя ни интересы бизнеса, ни законные интересы государства.
В то же время Правительство должно найти инструменты влияния на хозяйствующие субъекты, направляющие их инициативу в русло стратегических приоритетов национального развития. Просматриваются два основных направления такого взаимодействия.
Первое - это совместные проекты государства и бизнеса, осуществляемые в рамках частного государственного партнерства на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.
Второе направление - это создание работающей модели социального партнерства государства и бизнеса. Естественно, речь идет не о благотворительности, речь идет о реальном партнерстве. Только на этой основе можно преодолеть сложившееся в обществе недоверие к крупной собственности, как говорят, легитимизировать эту собственность, снизить долгосрочные социальные и политические риски.
Главное здесь - создание и модернизация системы конкурентоспособных рабочих мест. Помимо этого, стимулирование вложения ресурсов бизнеса в социальную инфраструктуру, в том числе в систему подготовки кадров, где совпадают не только стратегические, но и тактические интересы государства и бизнеса. Бизнес, на наш взгляд, должен вкладываться в технологическое развитие нашей страны на этом этапе.
Для решения этих задач при Правительстве создается совет по конкурентоспособности и предпринимательству.
Курс на будущее
Пятая задача - рациональное встраивание России в мировую экономику, позиционирование ее по отношению к мировым, экономическим центрам силы.
Речь фактически идет о создании условий для реализации конкурентных преимуществ российской экономики.
Участвуя в экономических союзах, Россия должна видеть перспективу собственного развития, использовать свои сильные стороны и компенсировать недостающие качества. Это в полной мере относится и к формированию единого экономического пространства, и к вступлению России во Всемирную торговую организацию. Поэтому у России должна быть по-настоящему активная экономическая позиция и политика в отношении тех условий, которые предоставляет кооперация с другими странами.
Задачи, которые предстоит решать Правительству, практически безальтернативны. Чтобы не просто выжить, но и реализовать собственные долгосрочные цели в условиях жесткой, даже агрессивной глобальной экономики, Россия должна иметь свою стратегию, свою программу развития, современную институциональную инфраструктуру, эффективную систему управления.
Это требует по-новому подходить к оценке результатов деятельности и ответственности Правительства и других уровней и ветвей государственной власти.
Государство не может ограничивать себя ролью пассивного наблюдателя, фиксирующего тенденции в экономике и социальном развитии страны. Надо научиться ставить определенные цели и добиваться их достижения в намеченные сроки. На это в принципе и настроена сегодня работа Правительства. На всех без исключения заседаниях Правительства нового состава эти вопросы являются предметом детального обсуждения, формируется новый облик министерств, которых стало действительно ограниченное количество.
- Убежден, - заявил в завершение премьер, - что члены верхней палаты Федерального Собрания, представляющие все регионы нашей страны, в полной мере проникнутся пониманием нами, Правительством, поставленных перед страной задач. Со своей стороны могу только обещать, что мы приложим максимум усилий для того, чтобы реализовать намеченный Президентом курс на будущее России.