Министерство финансов обратилось к кабинету министров с просьбой предоставить дополнительное время для разработки предложений по налогообложению малого бизнеса. И скорее всего Минфин это дополнительное время получит. Напомним, что ранее предполагалось, что до конца июня предложения по изменению налогообложения поступят в правительство и будут одобрены еще на весенней сессии Госдумой. Теперь же, похоже, раньше чем на осенней сессии парламент их не рассмотрит. Хотя вряд ли эта отсрочка делает принятие решения менее болезненным. Напомним, что финансовое ведомство рассматривает возможность введения единого социального налога для всего малого бизнеса. И хотя, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, окончательное решение пока не принято, эксперты не сомневаются, что в результате ЕСН для мелких предпринимателей введут. "Под шумок разговоров о снижении единого социального налога этот налог станет обязательным для всего малого бизнеса, поскольку льготы на выплату отменят", - считает эксперт Иван Грачев.
Кроме введения ЕСН малый бизнес, весьма вероятно, ждут и другие новшества. По словам Сергея Шаталова, предложения Минфина предусматривают индексацию размера годового оборота, который позволяет предприятию пользоваться льготами на дефлятор. Сейчас этот показатель равен 15 миллионам рублей. В будущем, возможно, он будет исчисляться с учетом инфляции.
Свои поправки в главу о налогообложении малого бизнеса приготовило и министерство по налогам и сборам. И хотя представители министерства финансов говорят об их техническом характере, очередное изменение правил игры вряд ли придется по вкусу предпринимателям. Так, предполагается расширить и сделать более детальным список видов деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход. Федеральная налоговая служба считает необходимым расширить сферу применения единого налога на вмененный доход для организаций общественного питания, у которых нет залов для обслуживания посетителей и установить для них значение базового дохода. Кроме того, предлагается уточнить механизм применения налога в отношении владельцев автотранспорта. Налоговики считают, что применять налог нужно только в отношении предпринимателей, владеющих не более чем 20 автотранспортными средствами, также предлагается уточнить понятие розничной торговли, определив ее как торговлю на основе розничных документов купли-продажи. По его мнению, нынешнее определение розничной торговли, как продажи чего-либо за наличный расчет, слишком расплывчато.
По словам заместителя начальника управления налогообложения малого бизнеса МНС РФ Игоря Андреева, также будут уточнены положения, устанавливающие обязанность постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности.
По данным МНС, на 1 января 2004 года число плательщиков единого налога на вмененный доход снизилось на 7, 7 процента до 1, 85 миллиона, из них 172, 1 тысячи организаций и 1, 676 миллиона индивидуальных предпринимателей. При этом количество организаций по сравнению с 2003 годом увеличилось, а индивидуальных предпринимателей упало.
Между тем законопроект, предусматривающий снижение ЕСН для всего бизнеса, пока не дошел даже до первого чтения. Уже в пятницу в законопроект, подготовленный правительством, депутаты решили внести свои изменения. Так, они считают необходимым облегчить доступ к регрессивной шкале единого социального налога. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступавший на заседании налогового подкомитета Госдумы, предложил разрешить доступ к регрессивной шкале предприятиям, чей фонд оплаты труда превышает 280 тысяч рублей. Депутаты хотят, чтобы эта сумма была ниже: 264 тысячи рублей. Похоже, прохождение законопроекта о едином социальном налоге через Думу будет не таким простым, как ожидалось.
Сергей МИРОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ:
- В правительственном законопроекте, как вы знаете, предлагается снизить эффективную ставку ЕСН до 24 процентов. Ожидается, что это даст стимул для повышения официальной заработной платы. Но при этом выпадающие доходы федерального бюджета составят порядка 200- 240 миллиардов рублей. Это те доходы, которые должны быть потрачены на нужды социально не защищенного населения, в том числе возможные потери Пенсионного фонда могут составить около четверти его доходов. Поэтому снижение единого социального налога важно не только само по себе, но и в контексте пенсионной реформы.
Мы рассматривали очень много разных вариантов возможного снижения единого социального налога. В первом чтении Государственной Думой был принят законопроект, который предусматривал снижение верхней ставки с 36 до 30 процентов, а правительство сочло возможным предложить более существенное снижение верхней ставки единого социального налога до 26 процентов. Это фактически означает, что правительство готово пойти на то, чтобы оставить в экономике дополнительно порядка 240 миллиардов рублей. Это огромная сумма. Мы надеемся, что такой шаг будет в первую очередь способствовать ускорению темпов роста внутреннего валового продукта, потому что эти деньги отчасти, мы надеемся, пойдут на увеличение инвестиций, оставаясь в распоряжении предприятий, отчасти будут направлены на увеличение заработной платы, повышение потребительского спроса, что также будет подталкивать нашу экономику вперед.
Мы надеемся, что это уже в 2005 году даст дополнительный стимул, дополнительный толчок. В первую очередь в обрабатывающих отраслях экономики. Естественно, что мы преследуем цель легализации заработной платы, выведения из тени по-прежнему остающейся в тени заработной платы в связи с высокой ставкой единого социального налога.
Естественно, что эта мера сопровождается и некоторыми изменениями в пенсионном законодательстве, потому что единый социальный налог служит основой для формирования бюджета Пенсионного фонда...
Ирина Колодина.