Сергей Миронов знает, где взять деньги для российских дорог
Инициатива
Сенаторы намерены уже к концу весенней сессии подготовить законопроект, который должен реанимировать нечто похожее на дорожные фонды.
"Название новой структуры мы еще не придумали, но уже знаем, за счет каких поступлений она будет наполняться", - признался спикер верхней палаты Сергей Миронов на совместном выездном совещании сенаторов и Росавтодора в Муроме. По мысли Сергея Миронова, это должны быть три источника, три составляющие части будущего благополучия российских дорог. Во-первых, сверхдоходы от экспорта нефти и газа. Не все, конечно, а лишь какая-то толика от них, которую целевым образом следует направлять в новые дорожные фонды. "Не все же и впредь гнать только в Стабфонд", - считает глава Совфеда. Во-вторых, надо немного "раскулачить" автостраховщиков. В конце концов, чем лучше дороги, тем меньше аварий и не так часто придется выплачивать деньги. Значит, по мнению собравшихся в Муроме политиков и специалистов, страховщики должны быть кровно заинтересованы в таком повороте событий. И наконец третий источник - это часть таможенной пошлины на ввоз иномарок в Россию. Следом за Мироновым глава Федерального дорожного агентства (ФДА) Олег Белозеров предложил еще один вариант: ввести "подорожную" плату с автомашин, которые пересекают границу нашей страны, как это делается в Германии и Польше.
Впрочем, это - лишь часть проблемы. За четыре года, как приказали долго жить дорожные фонды, в которые целевым потоком стекались налоги и бюджетные деньги, дорожное хозяйство лишилось львиной доли финансирования. Только из федерального бюджета оно сократилось до 90, 9 млрд. рублей (меньше на 2, 1 млрд. рублей). А доля в общих расходах - до 3 процентов (минус 1, 9 процента). Особенно пострадали муниципальные дороги - за последние два года их финансирование упало до 42 процентов от необходимых объемов. А ведь половина дорог России принадлежит именно городским, сельским и поселковым муниципалитетам. Кроме того, около 50 тысяч населенных пунктов не имеют сегодня круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Что это значит? Затруднен доступ к сельхозугодьям, люди оторваны от снабжения самыми необходимыми товарами, к тому же затраты на доставку груза по таким дорогам оказываются в 3 - 4 раза дороже. Протяженность таких участков, не соответствующих нормативным требованиям, составляет сегодня уже около 240 тысяч километров. Но ни о реконструкции, ни о строительстве новых дорог здесь пока и мечтать не приходится.
За годы, как отменены дорожные фонды, бюджеты регионов недодали дорожному хозяйству около 225 миллиардов рублей. Сегодня не хватает денег даже на содержание дорог. А если 3 - 4 года не заниматься их сохранением, то потом за восстановление придется платить в три раза больше. "А у нас есть еще и долгострои, - подлил масла в огонь Олег Белозеров, - которые надо как можно быстрее завершить, чтобы потом не вкладывать в них еще большие средства. Каждый год на их охрану и консервацию тратятся деньги, которым можно найти более эффективное применение".
Одним словом, инициатива спикера Совета Федерации "упала" в подготовленную почву. Все дружно его поддержали. Правда, губернаторы попытались осторожно скорректировать позицию Сергея Миронова, заметив, что источники финансирования дорожного хозяйства могут быть любые, главное, чтобы создали "целевой карман", каким был дорожный фонд. Поскольку сегодня тоже существуют источники финансирования дорожного хозяйства, например, часть акцизов на бензин и земельного налога. Но с автозаправок иные регионы мало что могут взять, поскольку зарегистрированы они на других территориях, куда, естественно, и уходят средства. А земельный налог поступает в бюджет и лишь потом распределяется на дорожное хозяйство. Другое дело бывший дорожный фонд, где собирались все средства. И здесь, считают губернаторы, никаких компромиссов быть не должно.
Похоже, не случайно выбрано и время проведения этого совещания. Как раз в конце прошлой недели началась битва за бюджет 2006 года. И судя по первым заявлениям специалистов Минфина и Минэкономразвития, никаких резких движений в налоговой и бюджетной политике главные экономические ведомства страны делать не собираются. Им даже удалось убедить премьер-министра не снижать НДС. И это еще большой вопрос, поддержат ли в правительстве инициативу Совета Федерации.
Впрочем, Сергей Миронов, по-видимому, и сам не питает особых иллюзий, что его законопроект о новых механизмах финансирования дорожного хозяйства примут с распростертыми объятиями. Как сказал спикер СФ, прежде чем выходить с такой законодательной инициативой, "нам необходимо заручиться поддержкой правительства, в противном случае судьба законопроекта может сложиться не так, как хотелось бы".
Так что вряд ли новый закон заработает в 2006 году. Об этом, правда, не говорилось напрямую, но читалось между строк итогового документа совещания. Правительству РФ было предложено во втором полугодии 2005 года предусмотреть "увеличение размера субсидий на строительство и реконструкцию автодорог" и финансовой помощи в 2006 году.
Татьяна Панина