МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Евгений Примаков, Сергей Катырин, Владимир Исаков и другие руководители ТПП РФ встретились с руководством Совета Федерации

13 апреля 2005

12 апреля 2005 года в Центре Международной Торговли состоялась встреча руководства Торгово-промышленной палаты РФ с руководством Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Во встрече приняли участие Президент ТПП РФ Евгений Максимович Примаков, Председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Михайлович Миронов, а также руководители департаментов и комитетов ТПП РФ, комитетов и комиссий Совета Федерации ФС РФ.

Тема встречи - обсуждение взаимодействия ТПП РФ и Совета Федерации по вопросам совершенствования законодательства в сфере развития экономики и предпринимательской деятельности.

Вел встречу Вице-президент ТПП РФ С.Н.Катырин. Он отметил, что больше года назад между ТПП РФ и Советом Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве, которое нашло практическое воплощение.

Выступивший на встрече Президент ТПП РФ Е.М.Примаков заявил, что "подписанное в январе 2004 года Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой и Советом Федерации не оказалось формальным актом. Совместная работа активизировалась по таким важнейшим направлениям, как подготовка законопроектов, затрагивающих предпринимательскую деятельность, обмен информацией о практике применения законов в сфере экономики и бизнеса, взаимное участие в «круглых столах», семинарах, конференциях и иных мероприятиях.

Наиболее важные события – это разработка совместной рабочей группой Совета Федерации и ТПП России проекта концепции Федерального закона «О государственной политике по развитию малого предпринимательства», это подготовка и проведение Петербургского и Байкальского экономических форумов, это совместная работа над аналитическими материалами, отражающими эффективность механизма правового регулирования рыночных отношений, и многое другое.

Вместе тем, совершенно очевидно, отметил Е.М.Примаков, что у нас имеется еще неиспользованный потенциал. Считаю возможным в этой связи высказать ряд соображений.

Первое. Нам нужно объединить усилия и продумать систему мер по формированию на государственном уровне современной и высокоэффективной инновационно-промышленной политики.

Ведь совершенно ясно, чтобы осуществить инновационный прорыв, нужно создавать не отдельные очаги, а широкую сеть технопарков во всех субъектах Федерации с участием средств федерального бюджета. Такова мировая практика. В странах Евросоюза, к примеру, насчитывается более полутора тысяч инновационных центров и 260 научно-технологических парков, причем основной источник их финансирования – государство. Доля бюджетных средств составляет во Франции – 50, в Англии – 62, в Нидерландах – 70, в Германии – 78,в Бельгии – почти 100 процентов. Кроме того, применяется обширная система льгот – по налогообложению прибыли, ускоренной амортизации оборудования, аренде помещений, таможенным операциям. Неужели этот опыт для нас несущественен?

Второе. Исключительно актуальным представляется сотрудничество Палаты и Совета Федерации в деле создания здоровой конкурентной среды для предпринимательства.

Сейчас мы активно взаимодействуем с Федеральной антимонопольной службой в доработке законопроекта о защите конкуренции. Процесс идет непросто, монополисты не хотят уступать занятые ранее позиции.

К сожалению, и на местах, в регионах срабатывает инерция, когда властям сподручнее иметь дело с узким кругом крупных компаний, чем с множеством более мелких субъектов рынка. К примеру, буквально месяц назад в Санкт-Петербурге состоялся аукцион по распределению земельных участков под заправочные станции. Победителями названы практически одни крупные вертикально интегрированные структуры. И такая ситуация наблюдается повсеместно. Эксперты считают, что уже буквально через 2-3 года на рынке розничной торговли нефтепродуктами не останется ни одной небольшой независимой компании. Стоит ли после этого удивляться, что в прошлом году вертикально интегрированные нефтяные компании подняли цены на бензин на 40 процентов и не собираются останавливаться и в этом году.

Потребителям при этом внушают, что во всем виноват рост мировых цен. Но почему же тогда в Америке, главном потребителе нефти, за 2004 год цены на бензин увеличились всего на 5 процентов? Может быть потому, что в России, которая добывает свыше 400 миллионов тонн нефти в год, действует всего 160 нефтяных компаний, а в Америке, где добыча существенно ниже, – их в 50 раз больше.

Третье. Очень важно поднять на новый уровень имеющуюся практику сотрудничества Торгово-промышленной палаты с Советом Федерации по защите и продвижению интересов малого предпринимательства. Особенно это касается облегчения режима налогообложения малого бизнеса.

Мы считаем, что те косметические поправки в федеральное налоговое законодательство, которые предлагаются сейчас Правительством РФ с подачи Минфина, не способны дать мощные стимулы для развития малого предпринимательства.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас некоторые полномочия по налоговому администрированию начинают передаваться в ведение субъектов Федерации. Палата неоднократно выступала за расширение такой практики и теперь, по-видимому, приходит время дать объективную оценку – в каких регионах администрации продуманно и дальновидно относятся к развитию малого предпринимательства, а в каких этого не происходит. Мы это можем и должны сделать совместно.

Необходима более тесная координация усилий Торгово-промышленной палаты и Совета Федерации в решении злободневных вопросов ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства. Сегодня для этого складываются определенные предпосылки. Как известно, Минэкономразвития готовит предложение о направлении 750 миллионов рублей, то есть половины средств, выделенных в текущем году федеральным бюджетом для поддержки малого бизнеса, на создание бизнес-инкубаторов по выращиванию инновационных предприятий. Ожидается, что еще столько же средств вложат в бизнес-инкубаторы регионы. Кроме того, им будут переданы на условиях льготной аренды площади ликвидируемых государственных унитарных предприятий.

Мы, безусловно, поддерживаем все эти идеи, ибо хорошо знаем из мирового опыта, что в условиях бизнес-инкубаторов встают на ноги 90 процентов предпринимателей, а вне их – в среднем только каждый седьмой начинающий бизнесмен.

Но давайте не забывать и о подводных камнях. Встает, к примеру, вопрос – как все это будет соотноситься с вступающим с 1 января 2006 года в силу законом о налоге на землю? Готовясь к его реализации, Московская областная дума на прошлой неделе одобрила новый порядок расчета арендной платы за землю в Подмосковье. И оказалось, что она увеличится, в зависимости от вида предпринимательской деятельности, от 2-х до ста одиннадцати раз. При такой, с позволения сказать корреляции, разорится большинство уже работающих субъектов малого предпринимательства, а все объекты недвижимости, потенциально предназначенные для бизнес-инкубаторов, неминуемо скупят крупные бизнес-структуры. По-видимому, данная проблема не должна остаться без соответствующей реакции Совета Федерации.

Четвертое. Хотелось бы привлечь внимание наших уважаемых сенаторов к еще одному весьма показательному факту – по информации деловой общественности в целом ряде территорий на первое место среди препятствий, сдерживающих развитие бизнеса, снова выдвинулись административные барьеры. Почему такое стало возможно после принятия в последние годы на федеральном уровне ряда нормативно-правовых актов и практических мер по снижению административной зарегулированности бизнеса? Анализ показывает, что произошло определенное перераспределение так называемого «коррупционного налога» с верхних этажей властной управленческой вертикали на ее более низкие ступени. А общая сумма этого «налога», в кавычках, нисколько не уменьшается. О какой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей можно говорить в таких условиях?

Полагаю, в этой связи, что нам следует активизировать наши совместные усилия в двух направлениях. Первое – добиться ускорения рассмотрения и принятия законопроекта «О противодействии коррупции». Позволю себе напомнить, что этот многострадальный законопроект прошел первое чтение еще в ноябре 2001 года и с тех пор лежит без движения. Второе – продумать систему совместного контроля со стороны региональных палат и членов Совета Федерации за строгим и неукоснительным соблюдением на местах действующего законодательства по разбюрокрачиванию предпринимательства."

В заключение Президент ТПП РФ подчеркнул, что "главное сейчас – не стоять на месте, а последовательно идти по пути решения животрепещущих проблем, каким бы сложным и трудоемким они не казались в первом приближении."

Председатель Совета Федерации С.М.Миронов в своем выступлении отметил, что данная встреча носит не протокольный характер и нацелена на обсуждение конкретных вопросов. С.М.Миронов заявил, что Совет Федерации постоянно получает поддержку ТПП РФ в вопросах развития российской экономики. Особенно это касается развития среднего и малого бизнеса.

Для успешного развития предпринимательства в России особенно важно создать правовую и социальную среду, подчеркнул С.М.Миронов.

Совместная работа с ТПП РФ ведется в комитетах и комиссиях Совета Федерации, на круглых столах и конференциях. Затрагивая этот вопрос, Председатель Совета Федерации выделил два мероприятия: ежегодный Петербургский экономический Форум и Байкальский экономический Форум.

Работа Совета Федерации должна быть ориентирована на мнение тех, кому исполнять эти законы. Поэтому мнение бизнеса, должно быть услышано властью. Власть должна иметь полноценного партнера, представляющего широкие круги бизнеса и не лоббирующего частные интересы. С.М.Миронов отметил, что видит в лице ТПП РФ именно такого надежного профессионального беспристрастного партнера.

Опыт и тенденции сотрудничества между Советом Федерации и ТПП РФ должны быть пролонгированы и в текущем году. Основной акцент, по мнению С.М.Миронова, нужно сделать на разработку «модельного» закона для субъектов РФ и на продолжение работы над законом по развитию среднего и малого бизнеса.

Следующим важным мероприятием ТПП РФ и Совета Федерации станет VI Всероссийская конференция представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», которая пройдет 26 апреля 2005 г. в ТПП РФ.

С обзором законотворческой деятельности выступил Вице-президент ТПП РФ В.Б.Исаков. Он сообщил, что ТПП РФ принимает участие в совершенствовании законодательства, в том числе в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эта функция ТПП РФ закреплена в статье 16 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В процессе ее выполнения Палата активно взаимодействует с профильными комитетами и комиссиями Совета Федерации, Государственной Думы, с депутатскими фракциями, а также с федеральными органами исполнительной власти.

Участие ТПП РФ в работе по совершенствованию законодательства проводится по трем основным направлениям. Во-первых, представители ТПП РФ регулярно участвуют в подготовке наиболее важных законодательных актов по вопросам социально-экономического развития государства.

Во-вторых, ТПП РФ на регулярной основе проводит экспертизу проектов законов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. В 2004 году в органы государственной власти направлены заключения, замечания и предложения ТПП РФ более чем по 50 законопроектам и иным проектам правовых актов.

В-третьих, в ряде случаев ТПП РФ самостоятельно осуществляет подготовку проектов федеральных законов. Так, например, в 2003-2004 годах ТПП РФ в соответствующие органы государственной власти были направлены законопроекты:

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (новая редакция); «О внесении дополнений в главы 21, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства);

«О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в части освобождения плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применения контрольно-кассовой техники);

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;

«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и ряд других.

Аппарат ТПП РФ регулярно информирует территориальные палаты, ассоциации и союзы предпринимателей, комитеты ТПП РФ о состоянии и развитии федерального законодательного процесса по вопросам, затрагивающим интересы предпринимательства.

Оценивая общие результаты законотворческой деятельности ТПП РФ, В.Б.Исаков отметил ряд успехов в этой работе.

В августе 2004 года был принят Федеральный закон № 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость всех операций по обороту земель.

ТПП РФ последовательно выступала против планируемого Правительством РФ введения с 1 января 2005 года НДС-счетов. В итоге исполнительными органами власти было принято решение отказаться от идеи введения НДС-счетов в «жестком виде».

При рассмотрении проекта федерального закона № 364858-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было признано целесообразным отказаться от введения торгового сбора. Предложение ТПП РФ в этой части учтено в рамках правительственных поправок.

Председатель Комитета Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса В.П.Ермаков, заявил, что сама стратегия вопроса поддержки малого предпринимательства нашла полную поддержку и благодаря общим усилиям, «ухудшение ситуации остановлено».

«Но если мы не сделаем союзниками региональную власть, то в решении этого вопроса не будет прорыва», - подчеркнул В.П.Ермаков.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е.В.Бушмин в своем выступлении затронул тему финансирования малого бизнеса, отметив, что необходимо усиливать давление на Правительство, чтобы это финансирование не уменьшилось. Также Е.В.Бушмин высказался по вопросам налогообложения инновационных предприятий, налога на недвижимость, дорожного строительства.

«Рассматривая вопросы помощи бизнесу, необходимо ориентироваться на создание инфраструктуры, на базе которой работал бы бизнес», - подчеркнул Е.В.Бушмин.

По проблемным вопросам природопользования выступили Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии С.М.Алексеев и Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды И.А.Ларочкина.

С сообщением по вопросам законодательной защиты интересов российских товаропроизводителей выступил Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Г.А.Горбунов.

В заключение встречи С.Н.Катырин подчеркнул, что для совместной работы ТПП РФ и Совета Федерации Федерального Собрания РФ есть обоюдная заинтересованность и огромный потенциал.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International