МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Государство тоже может быть собственником

19 апреля 2005

ОГАНЕС ОГАНЯН, председатель Комитета Совета Федерации по экономической

политике, предпринимательству и собственности:

В последнее время появляется много вопросов к предложенной Правительством РФ

среднесрочной программе экономического развития страны на 2005-2008 годы. В чем

смысл критических замечаний в адрес этой программы?

В Совете Федерации в конце января состоялось представительное совещание по

этому вопросу под председательством Сергея Миронова, где выступил глава

Минэкономразвития Герман Греф. Интересно то, что на этой встрече я выступил с

предложениями нашего комитета по программе. Наша позиция заинтересовала Г.

Грефа, и он сказал, что готов согласиться с каждым тезисом и обсуждать наши

предложения предметно. Кстати, свои предложения мы еще в феврале направили ему и

пока ответа не получили.

Но здесь я должен подчеркнуть тот печальный факт, что в принципе Совет

Федерации не сильно влияет на этот процесс. С грустью надо признать, что сегодня

именно исполнительная власть задает свой вектор реформ и развития экономики. И

обидно то, что на доказательство своих позиций уходит огромное количество сил и

времени.

В программе есть ряд проблемных точек.

Прежде всего, на наш взгляд, в этом документе Правительство не дает ответы на

те вопросы, которые сегодня ставит общество и Президент РФ. В ней не прописано,

каким образом будет реализовываться программа борьбы с бедностью, как будут

решаться вопросы повышения благосостояния населения России. В этой связи четкую

позицию обозначил Председатель СФ Сергей Миронов: "В этой программе мы не

увидели человека!" Нет решения политической задачи, поставленной Президентом РФ,

- об увеличении ВВП в 2 раза.

На мой взгляд, сегодня очень остро стоит вопрос об усилении роли государства

в управлении российской экономикой. Дело в том, что мы находимся все еще в

переходном периоде - мы вышли из режима плановой экономики, но не создали

рыночную. И в регулировании этим процессом необходима особая роль государства,

без лишней опеки и администрирования. А наше либеральное, я бы сказал

радикальное, экономическое крыло Правительства старается минимизировать эту

роль, что совершенно неоправданно.

Посмотрите, как сегодня ставятся задачи, определяющие эффективность

управления экономикой. В силу своего положения (мы работаем с бюджетом) Совет

Федерации должен понимать, как, например, устанавливаются задачи по доходам от

продаж и т. д. Давайте для начала определимся, что мы имеем, чем управляем. В

федеральной собственности сегодня находится более одного миллиона объектов

недвижимости. Но нет четкого реестра. Некоторые предприятия не имеют денег на

оформление собственности в установленном порядке. Как можно эффективно

управлять, если не знать чем?!

Если говорить об управлении федеральной собственностью, то это можно

рассматривать как отдельный бизнес-проект. Как бизнес решает вопросы

эффективности проекта? Смотрят баланс окупаемости вложенных средств, отдачу от

стоимости имеющегося имущества. Вот пример: Москва как субъект Федерации

получает от аренды недвижимости в городе примерно 40-60 миллиардов рублей (?). А

Российская Федерация (за вычетом федеральных объектов власти) за свою

недвижимость в Москве - в 10 раз меньше. А количество объектов практически

одинаковое. Вопрос: где деньги? В чьих карманах они оседают? Это говорит об

очень высоком уровне коррупции в стране. О какой эффективности управления здесь

можно говорить...

А как госчиновники управляют, будучи представителями государства в

бизнес-структурах? Посмотрите, как они участвуют в работе совета директоров,

например "Газпрома". А ведь "Газпром" - ключевой, стратегический объект

государства, который дает, по разным оценкам, до 10-15 процентов ВВП России. Это

говорит об отношении государства к своей собственности, об уровне

менеджмента.

Мне бы хотелось раскрыть позицию нашего комитета по этой программе.

Мы уверены, что есть необходимость разработки и реализации промышленной

политики (на основе консолидации уже существующих в обществе подходов). Ключевая

проблема промышленной политики России в настоящее время - правильный выбор ее

фундаментальных приоритетов. Необходима предельная концентрация политической

воли и материальных ресурсов на ряде направлений, где у России имеются серьезные

научно-технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках.

Важный момент - стимулирование инвестиций. Что для этого требуется? Исключить

из налогооблагаемой базы (или установить пониженную) ставку на часть прибыли

организаций, направленную на капитальные вложения; отменить таможенные пошлины

на импортное оборудование, не производимое в России; ввести в Федеральный закон

"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме

капитальных вложений" положения, усиливающие защиту прав и законных интересов

инвесторов; увеличить объемы государственных инвестиций до 15 процентов ВВП для

получения существенных результатов в повышении конкурентоспособности российской

экономики (предусмотрено в программе до 5 процентов).

Нужны определенные изменения и дополнения в законодательстве РФ. Для снижения

существующих инфраструктурных ограничений экономического роста ускорить принятие

федерального закона "О концессионных соглашениях", разработку и принятие

законопроектов "О платных автомобильных дорогах", "О морских портах Российской

Федерации", "Об аэропортах Российской Федерации" , "Об авиационном лизинге" и

др.

Необходимо оптимизировать структуру государственной собственности, повысить

эффективность ее управления. Укрепить защиту прав собственности. Мы предлагаем

определить те виды имущества, которые необходимы для выполнения государственных

функций, остальное имущество с федерального уровня безвозмездно передать

субъектам Федерации и муниципалитетам для обеспечения выполнения их функций.

Такая постановка вопроса, мне кажется, правомерна в условиях профицита

федерального бюджета. Необходимо предусмотреть четкие, конкретные механизмы

защиты прав собственности. В том числе разработать и внести в 2005 году в

Государственную Думу законопроект о гарантиях собственности, зарегистрированной

в установленном порядке.

По нашему мнению, требуется совершенствование российской налоговой системы.

Но это отдельная большая тема.

Не менее важный вопрос - развитие малого и среднего предпринимательства. Доля

малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран превышает 50 процентов.

Социальная стабильность в обществе, как известно, во многом определяется

наличием развитого среднего класса. Решается и проблема занятости. В этой сфере

мы предлагаем с учетом канадского опыта поддержки малого и среднего бизнеса

предусмотреть ежегодное выделение из Стабилизационного фонда Российской

Федерации на возвратной основе на развитие малого и среднего предпринимательства

средств в объемах не менее 50 млрд. рублей (в программе на эти цели

предусмотрено всего 1, 5 млрд. рублей). Причем направить эти средства целевым

образом - на закупку нового, более совершенного оборудования.

Мы должны вместе с исполнительной властью обсуждать, как в правовом поле

решать те насущные проблемы, которые стоят перед нашей страной. Я сторонник

тезиса: "Государство может быть таким же эффективным собственником. Все зависит

от качества управления!" А оно во многом желает лучшего.

Подготовила Наталья Воеводина

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International