МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Тайны комнаты-сейфа: "Наше наследие" не прерывает традиции

06 мая 2005

Почти всякое издание несет на себе родовой знак времени, когда было создано.

Особенно, если оно было внове, и при своем появлении произвело фурор. Таким в

конце 1980-х стал журнал "Наше наследие". Поддержка Раисы Горбачевой и академика

Лихачева поставили "Наше наследие" на недосягаемую в те годы высоты

полиграфической и содержательной культуры издания.

За те без малого двадцать лет, что существует журнал, вокруг него изменилось

практически все, - общество, культура, сама история, не говоря о спонсорах и

поддержке в высших сферах. Тем не менее журнал не только продолжает выходить в

обычном режиме, но и сохраняется ровно таким, каким был задуман при

возникновении. Завидное постоянство. Сохраняя культурное наследие России, журнал

и сам оказался таким драгоценным наследием, которым стоит дорожить.

Только что вышедший 73-й номер "Нашего наследия", посвященный 60-летию

Победы, вполне показателен. Вслед за поздравлением Сергея Миронова,

председателя как Совета Федерации, так и редсовета журнала, и репродукцией

портрета маршала Жукова, принимающего на белом коне парад Победы, следуют

глубоко личные и трагические воспоминания о войне, плене, СМЕРШе, Бутырке,

штрафбате - Юрия Александрова, автора знаменитых путеводителей по Москве.

Текст, характерный для журнала, как правило, избирающего взгляд на исторические

события через личную судьбу творческого человека. Рассказы о войне писателя

Виктора Некрасова, прочитанные им на радио "Свобода", письма и рисунки художницы

Нины Симонович-Ефимовой, воспоминания Адриана Рудомино, включающие перевод "Лили

Марлен", спетый Иосифом Бродским на своем 50-летии, и рассказ о Библии

Гутенберга, вывезенной из Германии и до сих пор хранящейся в недоступной

читателям комнате-сейфе РГБ, - все это говорит само за себя.

Именно статьей о судьбе трофейных инкунабул, попавших в Россию, проложен мост

к тем общим ценностям человеческой культуры, которые не имеют государственных

ограничений. Академизм Генриха Семирадского и авангард Натальи Гончаровой,

письма Марины Цветаевой и о. Павла Флоренского, новое о "Мире искусства" и

интервью Владимира Гусева к юбилею Русского музея - все соединено прихотливой

тканью единой культуры, тем живым организмом, сиюминутно и неожиданно

возобновляющимся, который и есть наше наследие, готовящее к будущему.

Конечно, сегодня письма Цветаевой к Наталье Гончаровой или юного Павла

Флоренского родственникам воспринимаются не так, как в конце 1980-х годов. Это

не сенсация, а добротная архивная публикация, наслаивающаяся на десятки

предыдущих, на изданные тома, на то, что во фрагментах имеется в тех же самых

томах и в Интернете.

С последним, кстати, журнал пытается выстроить отношения, несмотря на

изначала заявленную неизменность. К 10-летию журнала академик Лихачев писал, что

"тип журнала "Наше наследие" - это совершенно определенный выбор... Он так и

войдет в историю: как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда

изменилось все".

Игорь Шевелев

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International