Почти всякое издание несет на себе родовой знак времени, когда было создано.
Особенно, если оно было внове, и при своем появлении произвело фурор. Таким в
конце 1980-х стал журнал "Наше наследие". Поддержка Раисы Горбачевой и академика
Лихачева поставили "Наше наследие" на недосягаемую в те годы высоты
полиграфической и содержательной культуры издания.
За те без малого двадцать лет, что существует журнал, вокруг него изменилось
практически все, - общество, культура, сама история, не говоря о спонсорах и
поддержке в высших сферах. Тем не менее журнал не только продолжает выходить в
обычном режиме, но и сохраняется ровно таким, каким был задуман при
возникновении. Завидное постоянство. Сохраняя культурное наследие России, журнал
и сам оказался таким драгоценным наследием, которым стоит дорожить.
Только что вышедший 73-й номер "Нашего наследия", посвященный 60-летию
Победы, вполне показателен. Вслед за поздравлением Сергея Миронова,
председателя как Совета Федерации, так и редсовета журнала, и репродукцией
портрета маршала Жукова, принимающего на белом коне парад Победы, следуют
глубоко личные и трагические воспоминания о войне, плене, СМЕРШе, Бутырке,
штрафбате - Юрия Александрова, автора знаменитых путеводителей по Москве.
Текст, характерный для журнала, как правило, избирающего взгляд на исторические
события через личную судьбу творческого человека. Рассказы о войне писателя
Виктора Некрасова, прочитанные им на радио "Свобода", письма и рисунки художницы
Нины Симонович-Ефимовой, воспоминания Адриана Рудомино, включающие перевод "Лили
Марлен", спетый Иосифом Бродским на своем 50-летии, и рассказ о Библии
Гутенберга, вывезенной из Германии и до сих пор хранящейся в недоступной
читателям комнате-сейфе РГБ, - все это говорит само за себя.
Именно статьей о судьбе трофейных инкунабул, попавших в Россию, проложен мост
к тем общим ценностям человеческой культуры, которые не имеют государственных
ограничений. Академизм Генриха Семирадского и авангард Натальи Гончаровой,
письма Марины Цветаевой и о. Павла Флоренского, новое о "Мире искусства" и
интервью Владимира Гусева к юбилею Русского музея - все соединено прихотливой
тканью единой культуры, тем живым организмом, сиюминутно и неожиданно
возобновляющимся, который и есть наше наследие, готовящее к будущему.
Конечно, сегодня письма Цветаевой к Наталье Гончаровой или юного Павла
Флоренского родственникам воспринимаются не так, как в конце 1980-х годов. Это
не сенсация, а добротная архивная публикация, наслаивающаяся на десятки
предыдущих, на изданные тома, на то, что во фрагментах имеется в тех же самых
томах и в Интернете.
С последним, кстати, журнал пытается выстроить отношения, несмотря на
изначала заявленную неизменность. К 10-летию журнала академик Лихачев писал, что
"тип журнала "Наше наследие" - это совершенно определенный выбор... Он так и
войдет в историю: как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда
изменилось все".
Игорь Шевелев